Спектроскопические исследования молекулы пропаргилимина в лаборатории помогли найти ее в облаке недалеко от центра Млечного Пути. Об этом исследователи из Германии и Италии написали в препринте на arXiv.org.
Сложными органическими молекулами астрохимики называют соединения, которые состоят из шести или более атомов и содержат углерод. Из более 200 молекул, обнаруженных к настоящему времени в межзвездном пространстве, только около 70 можно отнести к сложным. Исследование таких соединений должно помочь раскрыть механизм образования химической сложности — понять, как из простых компонентов возникают структуры, необходимые для начала биохимических процессов на планете. Сложные органические молекулы, которые содержат азот, вызывают особенный интерес, поскольку именно они могут служить промежуточным звеном в формировании биологически важных типов молекул, таких как нуклеиновые основания и аминокислоты. О том, как формируются последние за пределами Земли, единого мнения нет.
Среди сложных органических молекул, распространенных в межзвездной среде, до последнего времени было известно шесть представителей класса иминов. Гипотезы их образования в космосе опираются в большинстве случаев на химический путь от простой нитрильной группы через таутомеризацию или частичную гидрогенизацию на поверхностях частичек пылевого вещества.
Лука Бидзокки (Luca Bizzocchi) из Института внеземной физики имени Макса Планка и его коллеги из Национального института астрофизики Италии решили попробовать найти в космическом пространстве еще один имин — пропаргилимин, структурный изомер хорошо известной астрофизикам молекулы акрилонитрила. Формула этого нестабильного соединения HCCCHNH. Его сложно выделить в земных условиях, но при низкой плотности и типичных для межзвездной среды температурах оно должно чувствовать себя неплохо. Особенность молекулы пропаргилимина — ее двойная углерод-азотная связь, которая дает ей высокую реакционную способность. Молекулы с такой связью участвуют в реакции Штреккера, которая используется в лабораторных условиях для синтеза аминокислот. Подобные реакции вполне могут протекать в холодных средах за пределами Земли — об этом говорит недавнее обнаружение простейшей аминокислоты глицина в коме кометы 67Р Чурюмова-Герасименко.
Астрохимики получили в лаборатории высокоточные спектры двух изомеров пропаргилимина в миллиметровом диапазоне и использовали эти данные для поиска этих изомеров в межзвездном пространстве. Пропаргилимин нашелся в облаке G+0.693-0.027 в Центральной молекулярной зоне на расстоянии около 500 парсек от центра Галактики.
Ранее мы рассказывали о том, как ученые получили «межзвездный» глицин в лабораторных условиях, а также о том, как в области звездообразования обнаружили соединения, которые содержат фосфор — важный элемент для образования больших биомолекул.
Евгения Скареднева
Она вспыхнула в 1987 году
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил изображение остатка сверхновой 1987A в Большом Магеллановом Облаке. На снимке заметны ранее не наблюдавшиеся серповидные структуры из газа, выброшенного при взрыве звезды, сообщается на сайте телескопа. Сверхновая 1987A вспыхнула 23 февраля 1987 года в галактике-спутнике Млечного Пути Большое Магелланово Облако из-за коллапса ядра голубого сверхгиганта в туманности Тарантул, являющейся огромной областью звездообразования. Она стала самым близким подобным катаклизмом из всех наблюдавшихся с момента изобретения телескопа, кроме того, от вспышки были впервые зарегистрированы нейтрино. Разлетающиеся фрагменты звезды наблюдаются уже более 40 лет при помощи различных наземных и космических телескопов. Новое изображение остатка сверхновой было получено при помощи камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam и набора узкополосных фильтров. Центральная часть туманности заполнена плотными комками газа и пыли, считается, что в ней находится плерион и связанная с ним нейтронная звезда. Затем идет яркое кольцо, возникшее из вещества звезды, выброшенного перед взрывом. Оно содержит горячие точки, образованные взаимодействием околозвездного вещества с ударной волной. Еще дальше видны не наблюдавшиеся ранее небольшие серповидные структуры, содержащие выброшенный при взрыве газ, а в самых внешних частях остатка заметны два тусклых кольца — световое эхо от вспышки, возникшее на газопылевых облаках в окрестностях остатка. В дальнейшем «Джеймс Уэбб» продолжит исследование остатка 1987A при помощи инструментом NIRSpec и MIRI, чтобы узнать больше о строении туманности и подтвердить наличие в ней нейтронной звезды. Ранее мы рассказывали о том, как астрономы рассмотрели остаток сверхновой 1987A в FM-диапазоне.