Складчатогубы узнали сородичей по охотничьему сигналу

Летучие мыши складчатогубы Палласа различают сородичей по эхолокационным сигналам, которые используются для поиска добычи. Как отмечается в статье для журнала Behavioral Ecology, эта способность позволяет оставаться в пределах слышимости с другими членами группы и сообща охотиться на стайных насекомых.

Эхолокация — главный инструмент, с помощью которого насекомоядные летучие мыши находят пищу. В большинстве случаев эти животные испускают ультразвуковые сигналы двух типов: одни служат для предварительного сканирования местности, а другие помогают точно локализовать, где находится добыча. Их акустические свойства уникальны для каждого вида и зависят от того, в какой местности он охотится и какую добычу предпочитает.

Долгое время ученые предполагали, что эхолокационные сигналы используются лишь для охоты и ориентации в пространстве. Однако, как показали современные исследования, порой в щелчках, локализующих жертву, закодирована информация для сородичей — например, о поле, возрасте или принадлежности к определенной группе. К сожалению, изучать общение летучих мышей во время охоты непросто, так что до сих пор было неясно, могут ли и сканирующие сигналы содержать дополнительную информацию.

Команда специалистов во главе с Дженной Колес (Jenna E Kohles) из Института поведения животных Общества Макса Планка решила подробнее изучить общение складчатогубов Палласа (Molossus molossus). Эти летучие мыши из Центральной и Южной Америки живут группами примерно по десять особей и в основном охотятся на мелких насекомых, которые в сумерках образуют большие скопления. Обнаружить такое скопление — непростая задача, поэтому складчатогубы из одной социальной группы действуют сообща. Если одна особь находит добычу, сородичи присоединяются к ней, ориентируясь на локализующие ультразвуковые щелчки, и кормятся вместе. Такая стратегия позволяет всего за час удовлетворить суточные потребности в пище.

Чтобы уловить сигнал удачливого сородича, члены одной группы складчатогубов должны оставаться в пределах слышимости, то есть на расстоянии не более 54 метров друг от друга. Исследователи предположили, что для этого летучие мыши используют индивидуальные особенности сканирующих эхолокационных сигналов, характерные для отдельных особей.

Чтобы проверить свою гипотезу, авторы отловили 46 складчатогубов из шести колоний в Панаме и пометили их небольшими метками-транспондерами, а также записали сканирующие сигналы, используемые во время поиска пищи. Через некоторое время исследователи повторно поймали 19 особей из пяти групп и поместили их в вольер на пять-семь дней. После этого с ними провели эксперименты по распознаванию сигналов.

Каждому складчатогубу проигрывали сканирующий сигнал одного сородича из его группы до тех пор, пока он не переставал реагировать. Затем ученые воспроизводили сигнал другой особи из этой же группы и проверяли реакцию тестируемой летучей мыши. Они предположили, что если складчатогуб, который перестал реагировать на голос первого сородича, активно реагирует на голос второго, он чувствует различия между ними.

Анализ аудиозаписей продемонстрировал, что сканирующие сигналы складчатогубов Палласа действительно отличаются от особи к особи. А поведенческие эксперименты подтвердили способность отдельных летучих мышей использовать эти отличия, чтобы различать сородичей между собой. При этом никаких признаков «групповой подписи», указывающей на принадлежность складчатогуба к конкретной колонии, обнаружено не было.

По мнению авторов, использование индивидуальных особенностей позволяет охотящимся складчатогубам не удаляться от сородичей слишком далеко. Никаких дополнительных сигналов для этого издавать не нужно. Хотя необходимость сохранять в сканирующем сигнале индивидуальные особенности требует дополнительных затрат энергии и может снизить эффективность эхолокации, это компенсируется выгодами, которые дает групповая охота.

Многие насекомые научились подслушивать летучих мышей, чтобы не стать их добычей. Например, мелкие сверчки из подсемейства Trigonidiinae, живущие в тропических лесах Центральной Америки, включают защитную реакцию в ответ на любой ультразвук, достигающий определенной громкости. Наличие этого порога позволяет игнорировать ложные угрозы типа пения кузнечиков или голосов летучих мышей, которые находятся слишком далеко.

Прихворавшие дрозды ушли отдыхать пораньше