Шум тропического леса не помешал сверчкам спастись от летучих мышей

Исследователи выяснили, как мелкие сверчки из подсемейства Trigonidiinae, живущие в тропических лесах Центральной Америки, спасаются от летучих мышей. Согласно статье в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B, эти насекомые не пытаются распознать ультразвуковые сигналы рукокрылых на фоне ночного шума, а включают защитную реакцию в ответ на любой ультразвук, достигающий определенной громкости. Наличие этого порога позволяет игнорировать ложные угрозы типа пения кузнечиков или голосов летучих мышей, которые находятся слишком далеко.

Летучие мыши — одни из самых опасных врагов ночных насекомых. Чтобы защититься, последним пришлось выработать целый ряд адаптаций, например, научиться слышать ультразвуковые сигналы, которые рукокрылые используют во время охоты. К сожалению, их не всегда просто выделить из фонового шума, особенно в тропических лесах, многие обитатели которых издают громкие звуки по ночам.

Команда исследователей во главе с Хайнером Ремером (Heiner Römer) из Грацского университета выяснила, как решают эту задачу мелкие сверчки из подсемейства Trigonidiinae, населяющие тропический лес на острове Барро Колорадо в Панамском заливе. Эти насекомые отличаются необычным способом защиты от летучих мышей: если ультразвуковой сигнал застает сверчка во время полета, тот останавливается и падает. Такая тактика позволяет быстро скрыться от хищника, однако ложная тревога очень дорого обходится с энергетической точки зрения.

Ученые провели ряд поведенческих экспериментов с 36 пойманными сверчками. Насекомых помещали внутрь контейнера, где они могли свободно летать, а затем включали им ультразвуковые сигналы летучих мышей Saccopteryx bilineata и пение нескольких местных видов кузнечиков. Именно многочисленные кузнечики считаются основным источником фонового шума, который мешает другим насекомым тропического леса услышать рукокрылых.

Анализ результатов показал, что защитная реакция сверчков включается лишь в ответ на ультразвуковые сигналы громкостью выше 80 децибел. Для сравнения, у большинства других насекомых, умеющих подслушивать летучих мышей, этот порог ниже, от 40 до 80 децибел.

По мнению авторов, увеличенный порог реакции — адаптация к жизни в шумном тропическом лесу. Она позволяет игнорировать не только большинство поющих кузнечиков, но и летучих мышей, которые находятся на расстоянии дальше семи метров — то есть слишком далеко, чтобы обнаружить сверчка с помощью эхолокации и напасть на него.

При необходимости летучие мыши могут снижать частоту своих криков. Например, в недавнем эксперименте бледные копьеносы (Phyllostomus discolor) изменили свой голос в обмен на награду в виде бананов. По крайней мере одна особь не просто действовала путем проб и ошибок, а подражала голосу, который исследователи проигрывали из динамика.

Гориллу впервые полечили от остеоартроза мезенхимальными стволовыми клетками