Австрийские ученые показали, что на большинстве портретов, написанных в профиль, пространства перед изображенным персонажем больше, чем за ним. Касается это портретов европейских художников, написанных в XV–XX веках: из 1831 портретов на 1395 расстояние от головы до края картины было больше спереди, чем сзади, и то же самое наблюдалось относительно туловища. Смещение профиля с центральной оси становилось более выраженным со временем: это означает, что установленные изначально культурные нормы относительно портретной живописи со временем стирались, уступая влиянию особенностей восприятия человека, пишут ученые в Cognitive Science.
Большую роль в изобразительном искусстве играет композиция, которая используется в произведении: она влияет на общую эстетику того, что хочет изобразить художник, а от этой эстетики, в свою очередь, зависит и то, оценит ли произведение зритель. Разумеется, у построения композиции есть определенные правила: например, исследования показывают, что люди обращают больше внимания на предметы, которые в закрытом пространстве (например, на картине) расположены посередине относительно горизонтальной оси, а также считают их более привлекательными.
Расположение объекта в середине композиции помогает достичь необходимой эстетически приятной симметрии. Судя по всему, касается это только изначально симметричных объектов, а вот с асимметричными по вертикальной оси объектами ситуация другая: из-за их формы расположение посередине композиции все равно не позволит достичь общей, абсолютной симметрии. В таком случае ничто не мешает художнику вообще отказаться от симметрии композиции и сместить объект из центра.
Подобную динамику можно наблюдать в портретной живописи. Если человек на потрете изображен строго анфас (как, например, на автопортрете Альбрехта Дюрера), то композиция вероятнее всего будет симметричной, а вот при развороте тела или изображении в профиль (например, как у Яна Вермеера) — скорее нет. В последнем случае особенно интересен выбор расположения человека на картине: если не ставить стоящего в профиль человека в центре композиции, значит, нужно оставить больше места либо за ним, либо перед ним.
Здесь свою роль могут сыграть особенности человеческого восприятия. В частности, понятно, например, что то, что находится перед человеком в его поле зрения имеет для него гораздо больше смысла, чем то, что расположено у него за спиной. По сути, это должно быть отражено и в композиции асимметричных портретов в профиль, так как то, что хорошо соотносится с привычными для человека особенностями восприятия, кажется и более привлекательным — по крайней мере, для реалистической портретной живописи. Другими словами, в случае, если художник сдвигает профиль с середины своего портрета, он должен оставить больше места спереди, а не сзади.
Проверить эту закономерность на большом количестве данных решили ученые под руководством Хелены Митон (Helena Miton) из Центрально-Европейского университета в Вене. Они отобрали 1831 портретов в профиль, сделанных 582 европейскими художниками XV–XX веков: выборку собрали с помощью сайта WikiArt. На всех изученных портретах было по одному персонажу, а позирование не подразумевало взаимодействий с другими объектами; кроме того, из выборки исключались портреты с людьми в масках или, например, с сигаретами во рту. Под определение «профильного портрета» попадали любые портреты, на которых у изображенного был виден только один глаз.
Для каждого портрета ученые рассчитали количество пикселей от крайней точки головы до края картины спереди и сзади и рассчитали на его основе p — коэффициент вероятности того, что перед персонажем пространства будет больше, чем за ним (для этого количество пикселей спереди поделили на сумму количества пикселей спереди и сзади).
Из 1831 портрета на 1395 пространства перед лицом персонажа было больше, чем за ним: в среднем 62,32 процента свободного пространства на портрете было расположено перед лицом персонажа. В случае, если расстояние считалось не от головы, а от туловища (таких портретов в выборке было 1619), то больше пространства перед персонажем было запечатлено на 926 картинах, а в среднем на портрете его было 60,55 процента. Подобное предпочтение наблюдалось в случаях, когда персонаж смотрел и вправо, и влево, но при ориентации головы в правую сторону было выражено чуть больше.
Кроме того, смещение персонажей зависело и от времени написания картины: чем позже была написана картина, тем больше была вероятность того, что пространства перед персонажем на картине будет больше, чем за ним (p < 0,001): со временем профили в действительности перемещались из центра в сторону. Для измерений относительно туловища такой закономерности не наблюдалось.
Европейский реалистический портрет зародился в эпоху Возрождения, а профильный портрет в тот период чаще всего делали симметричным: например, это можно проследить в работах братьев-флорентийцев Пьеро и Антонио дель Паллайоло. Если считать такую композицию своеобразной основоположнической «нормой», принятой в европейской портретной живописи, то новая работа указывает на ее постепенное стирание. С окончанием Ренессанса центрированных профилей становилось все меньше: это, по мнению авторов, указывает на то, что со временем культурные нормы все меньше давили необходимостью единой композиции, смещаясь в сторону уже аспектов восприятия зрителя, а именно — важности того, что находится спереди, для наблюдателя.
Произведения искусства очень сложно описать формальными параметрами, так как вариативность наблюдается и в рамках работ одного художника и зависит, например, от времени. Несколько лет назад математикам, однако, удалось показать, что со временем живопись меняется по двум параметрам: детализации и упорядоченности.
Елизавета Ивтушок
Причем эта кость была сломана незадолго до смерти человека
Во Вьетнаме раскопали любопытный скелет древнего мужчины, который жил примерно 12 тысяч лет назад. Исследователи обнаружили, что останки принадлежали человеку с добавочным ребром, на котором видны следы травмы, случившейся за несколько месяцев до кончины мужчины. При этом рядом с костями археологи нашли небольшой фрагмент каменного наконечника, которым, возможно, его и ранили, о чем сообщается в статье из журнала Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.