Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Профили на портретах со временем сместились назад

Сандро Боттичелли, «Портрет молодой женщины» (1480–1485 г.г.)

Wikimedia Commons

Австрийские ученые показали, что на большинстве портретов, написанных в профиль, пространства перед изображенным персонажем больше, чем за ним. Касается это портретов европейских художников, написанных в XV–XX веках: из 1831 портретов на 1395 расстояние от головы до края картины было больше спереди, чем сзади, и то же самое наблюдалось относительно туловища. Смещение профиля с центральной оси становилось более выраженным со временем: это означает, что установленные изначально культурные нормы относительно портретной живописи со временем стирались, уступая влиянию особенностей восприятия человека, пишут ученые в Cognitive Science.

Большую роль в изобразительном искусстве играет композиция, которая используется в произведении: она влияет на общую эстетику того, что хочет изобразить художник, а от этой эстетики, в свою очередь, зависит и то, оценит ли произведение зритель. Разумеется, у построения композиции есть определенные правила: например, исследования показывают, что люди обращают больше внимания на предметы, которые в закрытом пространстве (например, на картине) расположены посередине относительно горизонтальной оси, а также считают их более привлекательными.

Расположение объекта в середине композиции помогает достичь необходимой эстетически приятной симметрии. Судя по всему, касается это только изначально симметричных объектов, а вот с асимметричными по вертикальной оси объектами ситуация другая: из-за их формы расположение посередине композиции все равно не позволит достичь общей, абсолютной симметрии. В таком случае ничто не мешает художнику вообще отказаться от симметрии композиции и сместить объект из центра. 

Подобную динамику можно наблюдать в портретной живописи. Если человек на потрете изображен строго анфас (как, например, на автопортрете Альбрехта Дюрера), то композиция вероятнее всего будет симметричной, а вот при развороте тела или изображении в профиль (например, как у Яна Вермеера) — скорее нет. В последнем случае особенно интересен выбор расположения человека на картине: если не ставить стоящего в профиль человека в центре композиции, значит, нужно оставить больше места либо за ним, либо перед ним.

Здесь свою роль могут сыграть особенности человеческого восприятия. В частности, понятно, например, что то, что находится перед человеком в его поле зрения имеет для него гораздо больше смысла, чем то, что расположено у него за спиной. По сути, это должно быть отражено и в композиции асимметричных портретов в профиль, так как то, что хорошо соотносится с привычными для человека особенностями восприятия, кажется и более привлекательным — по крайней мере, для реалистической портретной живописи. Другими словами, в случае, если художник сдвигает профиль с середины своего портрета, он должен оставить больше места спереди, а не сзади. 

Проверить эту закономерность на большом количестве данных решили ученые под руководством Хелены Митон (Helena Miton) из Центрально-Европейского университета в Вене. Они отобрали 1831 портретов в профиль, сделанных 582 европейскими художниками XV–XX веков: выборку собрали с помощью сайта WikiArt. На всех изученных портретах было по одному персонажу, а позирование не подразумевало взаимодействий с другими объектами; кроме того, из выборки исключались портреты с людьми в масках или, например, с сигаретами во рту. Под определение «профильного портрета» попадали любые портреты, на которых у изображенного был виден только один глаз.

Для каждого портрета ученые рассчитали количество пикселей от крайней точки головы до края картины спереди и сзади и рассчитали на его основе p — коэффициент вероятности того, что перед персонажем пространства будет больше, чем за ним (для этого количество пикселей спереди поделили на сумму количества пикселей спереди и сзади). 

Из 1831 портрета на 1395 пространства перед лицом персонажа было больше, чем за ним: в среднем 62,32 процента свободного пространства на портрете было расположено перед лицом персонажа. В случае, если расстояние считалось не от головы, а от туловища (таких портретов в выборке было 1619), то больше пространства перед персонажем было запечатлено на 926 картинах, а в среднем на портрете его было 60,55 процента. Подобное предпочтение наблюдалось в случаях, когда персонаж смотрел и вправо, и влево, но при ориентации головы в правую сторону было выражено чуть больше.

Кроме того, смещение персонажей зависело и от времени написания картины: чем позже была написана картина, тем больше была вероятность того, что пространства перед персонажем на картине будет больше, чем за ним (p < 0,001): со временем профили в действительности перемещались из центра в сторону. Для измерений относительно туловища такой закономерности не наблюдалось.

Европейский реалистический портрет зародился в эпоху Возрождения, а профильный портрет в тот период чаще всего делали симметричным: например, это можно проследить в работах братьев-флорентийцев Пьеро и Антонио дель Паллайоло. Если считать такую композицию своеобразной основоположнической «нормой», принятой в европейской портретной живописи, то новая работа указывает на ее постепенное стирание. С окончанием Ренессанса центрированных профилей становилось все меньше: это, по мнению авторов, указывает на то, что со временем культурные нормы все меньше давили необходимостью единой композиции, смещаясь в сторону уже аспектов восприятия зрителя, а именно — важности того, что находится спереди, для наблюдателя.

Произведения искусства очень сложно описать формальными параметрами, так как вариативность наблюдается и в рамках работ одного художника и зависит, например, от времени. Несколько лет назад математикам, однако, удалось показать, что со временем живопись меняется по двум параметрам: детализации и упорядоченности.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.