Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) США впервые одобрило видеоигру в качестве терапии. EndeavourRX от компании Akili предназначена для детей от 8 до 12 лет с нарушениями внимания при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): ранее исследователи уже показывали эффективность игры в пяти клинических испытаниях с участием более 600 пациентов. Подробнее о решении сообщается в пресс-релизе FDA.
СДВГ — одно из самых распространенных расстройств среди детей младшего школьного возраста и подростков: по оценкам, его диагностируют у пяти процентов людей. О неврологических основах СДВГ известно не так много, хотя считается, что в его патогенезе свою роль играют нарушения синтеза серотонина и дофамина — именно поэтому медикаментозное лечение расстройство включает прием психостимуляторов.
Тем не менее, чаще всего для лечения СДВГ все-таки используют психотерапию, так как поведенческие проявления расстройства (снижение концентрации внимания и импульсивность) доставляют пациентам больше всего неудобств. Также эффективны могут быть когнитивные тренировки — в частности как раз против нарушений концентрации внимания. Так как детей с СДВГ может быть сложно убедить в необходимости тренировок и терапии, часто их представляют в виде игр.
Одну из таких игр несколько лет назад представила компания Akili: в их раннере (поджанр платформера) EndeavourRX игроку нужно бегать по полю и выполнять задания (например, ловить персонажей только определенного цвета или обходить препятствия. В последнем отчете по клиническому исследованию эффективности игры, опубликованному в журнале The Lancet Digital Health в апреле этого года, исследователи компании сообщили о том, что у детей с СДВГ, которые месяц играли в EndeavourRX по 25 минут каждый день, внимание в действительности улучшилось (по сравнению с контрольной группой).
На основании клинической эффективности игры FDA выдало разрешение на использование игры в терапии: теперь ее официально смогут прописывать детям с СДВГ в США, а компания сможет использовать маркировку эффективности и безопасности в рекламе игры. Саму игру FDA классифицировали как лечение с «низким или средним риском для здоровья»: из-за этого процесс одобрения был упрощенным. Среди побочных эффектов организация и исследователи отмечают головные боли и негативную эмоциональную реакцию.
При этом, как отмечают сами исследователи и в своих отчетах, и на официальном сайте, игрой нельзя заменить терапию, которую назначил ребенку лечащий врач (включая как медикаментозное лечение, так и психотерапию): EndeavourRX все же эффективна против одного определенного симптома — нарушений концентрации внимания.
Среди факторов, которые влияют на развитие у ребенка СДВГ, выделяют также и образ жизни их родителей: два года назад ученые показали, что у детей курящих родителей и родителей с депрессией шансы развития расстройства выше.
Елизавета Ивтушок
За детьми наблюдали пять лет
Британские, датские, немецкие, французские и шведские ученые в рамках когортного исследования выяснили, что низкие баллы по шкале Апгар у новорожденных младше 28 недель гестации не связаны с нарушениями нервно-психического развития в пятилетнем возрасте. Всего в исследовании было 996 младенцев, родившихся на сроке менее 28 недель гестации, за которыми наблюдали до пяти лет. После корректировки на социально-демографические переменные, перинатальные факторы и тяжелые неонатальные заболевания, ученые не обнаружили связи между оценкой по шкале Апгар и показателями нервно-психического развития, даже при оценке по шкале три и менее. Исследование опубликовано в JAMA Network Open. Также ученые не обнаружили связи между низкой оценкой по шкале Апгар при рождении и двигательными нарушениями (за исключением детей с церебральным параличом). Хотя оценка по шкале Апгар полезна для оценки клинического риска и принятия решения о проведении реанимационных мероприятий, это когортное исследование показало ее слабую предсказательную способность для долгосрочного прогнозирования нарушений нервно-психического развития у недоношенных детей.