Стимуляция запястья на треть снизила тики при синдроме Туретта

Британским исследователям удалось примерно на треть сократить количество тиков у 19 пациентов с синдромом Туретта с помощью электрической стимуляции срединного нерва через запястье. Стимуляция проводилась ритмично в мю-диапазоне (10 Герц): подготовительные эксперименты показали, что стимуляция запястья в мю-диапазоне влияет на соответствующую активность в сенсомоторной коре контрлатерального полушария. В будущем такой метод стимуляции из-за сравнительной простоты в использовании можно будет применять для купирования тиков при синдроме Туретта и вне лабораторной практики, пишут ученые в Current Biology.

Как и для многих нарушений, которые возникают в ходе развития головного мозга, патологию синдрома Туретта связывают с изменением баланса работы возбуждающих и ингибирующих нейронов: из-за этого при синдроме возникают периодические нервные тики — двигательные и вокальные. Несмотря на то, что тики появляются внезапно, большинство пациентов с синдромом Туретта сообщают, что перед тем, как появится сам тик, они ощущают определенное напряжение — что-то вроде стремления дернуться или закричать, а сам тик, соответственно, служит уже облегчением этого стремления.

Подобная «подготовка» к появлению тика означает, что сам тик можно предупредить и даже эффективно от него избавиться — например, с помощью неинвазивной стимуляции. Попробовать это решили ученые под руководством Стивена Джексона (Stephen Jackson) из Ноттингемского университета. Они сосредоточились на активности мозга в мю-диапазоне (от 8 до 13 Герц) — ее считают характерной для сенсомоторной активности.

Вместо стимуляции коры инвазивно или неинвазивно ученые попробовали стимуляцию через срединный нерв, который проходит от плечевого сустава до запястья, — через него сигналы идут дальше в головной мозг. Для того, чтобы проверить валидность такого метода, ученые провели эксперимент с участием 20 добровольцев, которым стимулировали правую руку, а активность сенсомоторной коры регистрировали в правом полушарии с помощью ЭЭГ.

Электрический сигнал с частотой в 12 Герц посылали либо ритмично, каждые 83 миллисекунды в течение 749 миллисекунд, либо аритмично — в случайные временные отрезки. В отличие от аритмичной, при ритмичной стимуляции ученым удалось зарегистрировать активность в мю-диапазоне (как раз 12 Герц) в сенсомоторной коре. После ритмичной стимуляции ученые также заметили небольшую остаточную активность в бета-диапазоне.

Далее ученые проверили, как стимуляция влияет на моторную реакцию людей. Для этого они повторили предыдущий эксперимент со стимуляцией, но уже с участием 40 человек, которым в то время, когда их руку стимулировали, нужно было решать задание на внимание: выбирать синий круг среди появляющихся желтых. Ритмичная стимуляция приводила к снижению времени реакции в отличие от аритмичной (p < 0,001), но ученые утверждают, что, несмотря на статистическую значимость в различии, эффект все же был небольшим: участники реагировали во время задания чуть медленнее, но самим действиям стимуляция никак не мешала. Кроме того, стимуляция никак не снижала и внимание участников при выполнении задания.

Наконец, стимуляцию опробовали на 19 пациентах с синдромом Туретта: также в мю-диапазоне, но с частотой в 10 Герц, а не 12. У участников, которым запястье стимулировали в течение минуты, удалось снизить как частоту тиков (примерно на треть), так и их интенсивность, а также — то самое стремление дернуться, которое возникает до того, как произойдет сам тик, — судя по оценкам самих участников

Несмотря на то, что эффект от стимуляции был недолговечный (то есть количество и интенсивность тиков снижались только во время стимуляции), некоторые участники по окончании эксперимента сообщили, что эффект сохранялся и после — и тики их действительно стали слабее. Несмотря на то, что долгосрочный эффект пока что может достигаться за счет исключительно эффекта плацебо, в целом у такого метода лечения есть свои преимущества при длительном использовании. В частности, авторы утверждают, что в будущем его можно будет использовать и вне лабораторной практики — и это будет гораздо проще, чем похожая стимуляция через непосредственно кору головного мозга (инвазивно или неинвазивно).

Другой (причем довольно простой) способ сокращения тиков при синдроме Туретта в конце прошлого года обнаружили японские ученые: им удалось снизить проявления болезни с помощью зубной шины. Как действует такое лечение, однако, пока что неясно: вполне возможно, что благодаря эффекту плацебо.

Люди младше 50 лет стали болеть новообразованиями чаще почти на 80 процентов