Внушительные размеры не помогли самкам горных горилл родить больше детей

На репродуктивный успех самок горных горилл влияет их положение в группе, но не размер тела, сообщается в PLoS ONE. Кроме того, доминантные самки могут быть достаточно миниатюрными. Этим они отличаются от самцов своего вида, у которых число потомков напрямую зависит от ранга, ранг — от способности постоять за себя, а она, в свою очередь, от габаритов (чем они больше, тем лучше).

Восточные горные гориллы (Gorilla beringei beringei) живут группами, которые состоят из одного или нескольких самцов и множества самок. Лидер группы — самый сильный, опытный (часто самый старший) самец. Он защищает всех членов семьи в случае опасности, которая, как правило, исходит извне. Конфликты внутри группы достаточно редки, но чтобы стать главным, самцу в любом случае нужно быть крупнее и опытнее остальных представителей своего пола.

Среди самок горных горилл тоже существует своя иерархия, но раньше ученые не исследовали, как влияет на нее размер тела — по умолчанию предполагалось, что положение женских особей на социальной лестнице тоже зависит от размера, то есть более крупные самки агрессивнее, а поэтому доминируют. Также было непонятно, чем определяется репродуктивный успех самок горилл — их размером, социальным статусом или и тем и другим. Ведь, чтобы оставить больше потомства за всю жизнь, самке надо начать размножаться как можно раньше (возможно, когда она еще не достигла максимального размера), но так, чтобы организм выдержал беременность и получилось родить здорового детеныша.

Американские, испанские и немецкие приматологи под руководством Эдварда Райта (Edward Wright) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка проверили, от чего зависит число потомков у самок восточных горных горилл в национальном парке Бирунга в Руанде. Они сконструировали рамку, которая позволила дистанционно оценить длину тела и ширину спины у 34 особей женского пола, и проанализировали результаты ежедневных наблюдений за гориллами, которые вели с 2000 года. Ученые подсчитали, сколько раз и через какие промежутки времени рожала каждая горилла и какой процент детенышей дожил до возраста, когда начинают питаться взрослой пищей.

Выяснилось, что размер самки гориллы (в среднем ширина спины у них 48,9 сантиметра, а длина тела 71,1 сантиметра) не коррелирует ни с ее рангом, ни с тем, как часто появляются на свет ее детеныши. Однако социальный статус обезьяны оказался связан с числом ее потомков. У высокоранговых самок интервалы между родами были существенно короче, чем у низкоранговых. В среднем они составляли 44,5 месяца, но по мере приближения к вершине социальной лестницы на одну условную ступеньку сокращались примерно на 2,6 месяца. Выживаемость маленьких горилл тоже не зависела от размеров и статуса их матерей. Ее оценили в 65,1 процента: из 64 детенышей 41 достиг возраста перехода с материнского молока на взрослую пищу.

Такие результаты можно объяснить тем, что самки горных горилл крайне редко конфликтуют друг с другом и при этом почти никогда не применяют физическую силу — поэтому им не обязательно быть крупнее, чтобы занять доминирующее положение. Также возможно, что габариты гориллы женского пола не отражают ее реальных способностей к драке.

Интересно, что ученые не нашли корреляций между количеством потомков и их выживаемостью с тем, сколько энергии потребляет самка. Более крупные организмы должны поглощать больше калорий, но репродуктивный успех у горилл, как выяснилось, не зависит от их размеров. И хотя высокоранговым самкам доступно больше разнообразной пищи, они потребляют не больше и не меньше энергии, чем остальные.

Выходит, пока непонятно, почему доминантные самки горных горилл чаще рожают. Авторы отмечают, что интересно было бы  узнать, как габариты гориллы коррелируют с продолжительностью ее жизни. Известно, что высокоранговые самки живут дольше, поэтому они оставляют больше потомства за всю жизнь, чем низкоранговые.

Считается, что интеллект горилл не так развит, как у бонобо и шимпанзе. Однако у первых тоже обнаруживают сложные формы поведения — такие, которые не преследуют сиюминутных утилитарных целей. Так, очень вероятно, что даже взрослые горные гориллы по собственной инициативе играют — плещутся в воде ради удовольствия.

Акулы спрятались от хищников внутри губок