Возможными причинами возникновения Еркутинского кратера на Ямале являются расслоение талика, обогащенного газами из-за диссоциации газогидратов в толще мерзлой породы, или привнесение метана из более глубоких недр. Результаты исследования, опубликованного в журнале Geosciences, указывают на опасное протаивание многолетней мерзлоты в Арктике, которое может усугубить глобальное изменение климата, высвободив в атмосферу большие объемы парниковых газов.
Многолетняя мерзлота Арктики хранит большое количество углеводородных газов (в особенности — метана), которые могут высвобождаться в процессе ее протаивания. Также в ней заключено органическое вещество, которое с наступлением тепла активно перерабатывают микроорганизмы, и это приводит к дополнительным эмиссиям метана в атмосферу. Эти процессы связаны в климатической системе по принципу положительной обратной связи: чем активнее происходит деградация многолетней мерзлоты, тем больше парниковых газов из нее выделяется, и это становится причиной повышения температуры воздуха, которое дополнительно усилит таяние мерзлоты.
В будущем такие криогенные процессы будут играть все бо́льшую роль в изменении климата, и уже сейчас представляют опасность для людей и сооружений, ведь в арктических регионах активно разрабатываются новые газовые и нефтяные месторождения. Поэтому российские ученые внимательно относятся к появлению новых кратеров в зоне многолетней мерзлоты и исследуют причины их возникновения.
В 2017 году на полуострове Ямал в долине реки Еркута был обнаружен газоэмиссионный кратер диаметром 17,5 метра. Ученые под руководством Евгения Чувилина (Evgeny Chuvilin) из Центра добычи углеводородов Сколтеха провели полевые исследования кратера и представили концептуальные модели процесса его возникновения, рассматривая три возможных варианта развития событий.
Первая версия возникновения кратера отсылает к промерзанию насыщенного метаном талика внутри толщи многолетней мерзлоты: давление газа в нем выросло настолько, что крышка многолетней мерзлоты подверглась вязко-пластической деформации и поднялась над уровнем земли. Далее произошло расслоение массы на отдельные компоненты — более тяжелая почва опустилась на дно, жидкая вода оказалась на середине, а газ устремился наверх, что привело к образованию кратера.
Вторая версия подразумевает, что талик не был изначально насыщен метаном — он попал туда в результате диссоциации газогидратов внутри многолетней мерзлоты. Дальнейший механизм совпадает с первой версией (промерзание, увеличение давления, вскрытие и стратификация по плотности).
Третья версия указывает на возможность обогащения талика метаном за счет поднятия этого газа из более глубоких слоев. При этом содержимое талика устремляется вверх, и расслоения массы на воду, почву и газ не происходит — талик становится открытой системой.
Авторы исследования подчеркивают, что все вероятные причины образования Еркутинского кратера связаны с протаиванием больших толщ многолетнемерзлых пород, и в будущем такие тенденции могут привести как к локальным последствиям (взрывоопасные выбросы газа в арктической зоне недропользования), так и к усилению глобального изменения климата.
Криогенные процессы в многолетнемерзлых породах регулярно приводят к подобным явлениям: так, в 2014 году на Ямале уже был обнаружен другой кратер, и его образование объяснили криовулканической деятельностью.
Марина Попова
Впрочем, на острове уже давно живут другие кровососущие двукрылые
В Исландии впервые обнаружили комаров. Как сообщает издание RUV, вечером 16 октября 2025 года Бьёрн Хьялтасон (Björn Hjaltason), натуралист-любитель из муниципалитета Кьосархреппур на западе острова, повесил около своего дома пропитанную вином веревку и наблюдал за насекомыми, которых привлек ее запах. Среди них он заметил незнакомого представителя отряда двукрылых (Diptera) и поймал его. Позднее, 17 и 18 октября, Бьёрну Хьялтасону удалось добыть еще по одному такому же насекомому. Натуралист передал всех трех особей энтомологу Маттиасу Альфредссону (Matthías Alfreðsson) из Института естественных наук Исландии. Тот идентифицировал их как комаров, принадлежащих к широко распространенному в Палеарктике виду Culiseta annulata. Две особи оказались самками, а одна — самцом.