Американский социолог обнаружил, что молодые люди в возрасте от 13 до 20 лет, проживающие в районах с большой долей консервативно-религиозного населения, чаще смотрят порно. При более детальном рассмотрении выяснилось, что вероятность просмотра порнографии для живущего в консервативном протестантском районе человека увеличивается в том случае, если сам человек не консервативен. Статья опубликована в журнале Deviant Behavior.
В контексте распространения порнографии социологи, психологи и антропологи изучают, как откровенные материалы влияют на людей и наоборот, от чего зависит заинтересованность в их просмотре. Например, в исследовании, проведенном в 2009 году, просмотр порно связывают с традиционным восприятием гендерных ролей. В то же время, работа 2010 года показывала, что интерес к порно ведет к более раскрепощенному сексуальному поведению.
Некоторые люди (в частности — глубоко верующие) свое отношение к порнографии формируют на основе религиозных взглядов. Восприятие сексуальной жизни у разных учений в разные времена менялось, но в целом, для христиан-протестантов характерно представление о скромности и умеренности как благе и недопустимости распутства. Наиболее консервативные проповедники (у протестантов нет единого учения) настаивают, что просмотр откровенных материалов является грехом и вредит нравственности.
Из этого интуитивно следует, что чем более консервативного религиозного направления придерживается общество, тем меньшую популярность в нем должна иметь порнография. Фанхао Ни (Fanhao Nie) из Валдостского университета в Джорджии решил проверить это предположение, для чего взял несколько наборов данных. Автор воспользовался результатами национального исследования молодежи и ее отношения к религии, проведенного в 2005 году. Он взял данные о двух волнах опроса 3370 человек, в ходе которых дважды, в 13-17 и в 16-20 лет, респонденты рассказывали об отношении к религии, частоте молитв, частоте чтения религиозных текстов и других аспектах своей жизни, в том числе о порнографии. Чтобы оценить религиозную обстановку в месте жительства респондентов, ученый взял перепись населения 2000 года, и ее анализ, сделанный в 2012 году. Сопоставив места жительства людей из первого исследования и данные о религии в каждом районе согласно переписи, исследователь вычислил корреляцию.
В результате он обнаружил, что чем выше доля консервативного населения в районе, тем выше шансы, что его житель смотрит порно (p < 0,05). Корреляция сохраняется, если сравнивать шансы между равными участниками опроса: прилежных учеников с прилежными учениками, детей из благополучных семей с благополучными и так далее.
От редактора
Выводы статьи исходят из выборки 6740 человек. Это не совсем верно. Реально было опрошено 3370 человек, но дважды, в разном возрасте. Ученый посчитал одного и того же человека в разном возрасте отдельными респондентами, и не прописал условия и ограничения такого умножения выборки. В целом, выборка из 3370 человек также вполне достаточна, но из нее следуют другие характерные отклонения. Кроме того, задвоенность респондентов гипотетически может привести к неизвестным статистическим артефактам
Дальнейший анализ показал, что если доля консервативного населения меньшее 1,44 процента, то не-консервативные молодые люди в такой среде смотрят порно меньше, чем их консервативные сверстники. Однако, если процент консервативного населения растет, то чем оно выше, тем больше вероятность для не-консервативного юноши или девушки потреблять откровенный контент. В то же время, консервативные протестанты смотрят порно с одинаковой частотой независимо от окружения.
Результаты исследования, по мнению автора, что для протестантов характерно большее доверие к своей религиозной группе, чем к окружающим. Из-за того, что консервативные меньшинства тесно связаны между собой, их членам может быть проще найти себе партнера, что сокращает потребность в порно. В то же время, если доля консервативного населения растет, это существенно сокращает пул партнеров для неконсервативной молодежи, что может компенсироваться просмотром сексуального контента.
Сплочение — не единственный эффект, который оказывает религия. Ранее обнаружилось, что дети в верующих семьях растут счастливее. При этом парадоксальным образом и твердая вера, и уверенный атеизм в схожей степени снижают страх смерти.
Василий Зайцев
Обладатели некоторых профессий с большей вероятностью будут чувствовать бесполезность своей работы
Социолог Саймон Вало из Швейцарии выяснил, что обладатели некоторых профессий действительно чаще считают свою работу социально бесполезной. Это согласуется с до сих пор неподтвержденной теорией бредовых работ, предложенной несколько лет назад Дэвидом Грэбером. Вало проанализировал данные опросов американцев 2015 года и пришел к выводу, что с учетом остальных факторов работники сферы продаж, финансисты, менеджеры и администраторы более вероятно будут считать свою работу бесполезной, чем работники других сфер. Работа опубликована в Sage Journals. Согласно теории бредовых работ (bullshit jobs theory) антрополога Дэвида Грэбера (David Graeber) некоторые профессии бесполезны для общества, и люди, занятые такой профессией, чаще других будут чувствовать эту бесполезность. Среди таких занятий Грэбер выделял, например, «бесполезное обслуживание, которое существует лишь для того, чтобы кто-то другой выглядел или чувствовал себя важным» (этим могут быть заняты лифтеры, швейцары, администраторы), «профессии, которые вредят обществу» (ими заняты, по мнению Грэбера, работники финансового сектора и сферы продаж, обладатели военных профессий, корпоративные лоббисты и юристы) и менеджемент, который «множит бесполезную работу для других». При этом Грэбер различал «бредовые» (bullshit) и «дерьмовые» (shit) работы: обладатели первых, по его теории, часто считаются профессионалами, пользуются уважением и получают хорошие зарплаты. Дерьмовой работой заняты синие воротнички (рабочий класс) — они получают оплату по часам и часто становятся объектом пренебрежительного отношения, хотя и понимают, что делают что-то полезное. Согласно нескольким исследованиям [1, 2, 3], от 5 до 37 процентов людей действительно считают свою работу социально бесполезной. Однако предположения Грэбера о конкретных профессиях эти исследования в основном не подтверждают — дело может быть в том, что его теория хорошо работает только в обеспеченных странах, где доля социально бесполезных рабочих мест в целом выше, или в том, что результаты зависят от формулировки вопроса. Альтернативная версия звучит так: люди ощущают свою работу бесполезной из-за плохих условий труда. Только в одном из исследований выяснилось, что людям, работающим в сфере продаж и маркетинга или финансов, чаще других кажется, что их работа бесполезна. Саймон Вало (Simon Valo) из Цюрихского университета проанализировал данные Американского исследования условий труда (AWCS) 2015 года, чтобы разобраться, из-за чего люди считают свою работу бесполезной. Среди опрошенных были администраторы, работники сферы продаж и маркетинга, финансовые работники, корпоративные юристы и менеджеры. Таким образом Вало смог проверить, действительно ли люди этих профессий чаще будут считать свою работу бесполезной, как предполагал Гребер. В итоговую выборку вошли 1811 человек, занятых в 21 сферах деятельности. Их спрашивали о том, чувствуют ли они свою работу полезной, или кажется ли им, что их деятельность положительно влияет на общество и окружение. Почти 20 процентов всех респондентов считали свою работу социально бесполезной — эта доля сильно варьировалась в зависимости от их профессии. Так, в сфере образования таких людей было 4,6 процента, в профессиях, связанных с транспортом и перемещениям материалов, — 31,7. Бесполезность своей работы чувствовало около 30 процентов людей производственных профессий и работников сферы продаж. Среди администраторов таких было 27 процентов, а среди финансистов — чуть больше 20. Лучше всего себя чувствовали преподаватели, ученые, занимающиеся науками о жизни, физикой и социальными науками, медицинские и социальные работники, технические специалисты — меньше 10 процентов из них считали свою работу бесполезной. Регрессионный анализ показал, что работа в сфере продаж увеличивает вероятность восприятия своей работы как социально бесполезной от 2,29 до 2,61 раз. Подобное было верно и для деловых и финансовых профессий — их обладатели примерно в 2,2 раза чаще считают свою работу социально бесполезной, чем контрольная группа. Для администраторов этот коэффициент составил примерно 1,66, а для менеджеров — 1,86. Таким образом, Вало действительно обнаружил профессии, в которых гораздо больше людей, чувствующих бесполезность своей работы. Однако рекордсменами были занятия, которые Грэбер не выделял, а некоторые из тех профессий, которые он назвал бесполезными, были лишь в середине рейтинга. У людей было еще несколько причин считать свою работу бесполезной — рутина, редкая возможность самостоятельно принимать решения и недовольство начальством (хотя корреляции были не очень высокими). Также доля работников, считающих свою работу бесполезной, была выше в частном секторе, среди наемных сотрудников (по сравнению с самозанятыми), и среди тех, кто работает не в команде. В некоторых случаях эти контрольные переменные влияли на ощущение бесполезности даже сильнее, чем профессия сама по себе — Вало подсчитал это. То есть в разговоре о полезных и бесполезных профессиях следует учитывать все факторы: неблагоприятные условия труда могут сделать субъективно бесполезной даже ту работу, которая полезна сама по себе. И после учета контрольных переменных профессии Грэбера оказались в начале списка. Таким образом, это исследование, ограниченное небольшой выборкой, теорию Грэбера частично подтвердило. Одной лишь работой все не ограничивается: нередко люди чувствуют бессмысленность целой жизни. Ученые связали просмотр порно с фрустрацией по этому поводу, а человеческую привязанность к смартфону — с желанием найти этот смысл.