Астрономы построили модель, которая оценивает вероятность нахождения льда в разных областях Луны, сообщается в журнале Icarus. Ученые надеются, что в будущем она поможет при выборе места для создания базы по добыче топлива для космических аппаратов.
Для исследования Солнечной системы и объектов, находящихся за ее пределами, космические корабли должны быть способны участвовать в долгосрочных миссиях. Одно из препятствий, стоящее сейчас перед людьми, — топливо. В космосе нет заправочных станций, где пилотируемые аппараты могли бы пополнить свои запасы, а это значит, что все программы будут ограничены количеством топлива на борту.
В качестве возможного решения предлагается добывать сырье на других небесных телах — например, на Луне. Это поможет не только увеличить продолжительность миссий, но и может снизить стоимость полетов. Одним из главных источников топлива сегодня считается водный лед, из которого можно получить водород. Несмотря на то, что прошлые исследования неоднократно показывали, что в кратерах спутника Земли действительно могут быть залежи замерзшей воды, астрономы все равно стараются получить больше информации о его распределении на поверхности.
Кевин Кэннон (Kevin M.Cannon) и Даниель Бритт (Daniel T.Britt) из Университета центральной Флориды создали модель, которая позволяет оценить вероятность нахождения льда в тех или иных областях Луны в масштабах от десятков метров до гектаров. Ученые использовали данные, собранные спутниками, а также во время первых лунных миссий. Основное внимание в модели отдается источникам водного льда, которыми, в основном, выступают падающие на Луну астероиды и кометы, и процессу захвата молекул на поверхности и под ней. Чтобы проверить свои результаты, астрономы провели симуляцию ударных событий, а также рассмотрели, как будут эволюционировать залежи льда.
Симуляция показала, что распределение льда из-за падения астероидов должно стать относительно однородным в масштабе от метра до гектара. Высокие концентрации водного льда будут располагаться случайным образом, а не скапливаться в отдельных участках, как на Земле. Модель показала, что основные залежи будут находиться на глубине не менее 10 сантиметров, даже в тех местах, где условия относительно стабильны на поверхности.
Кроме того, ученые создали индекс благоприятности условий для существования льда, учитывающий, как хорошо захватываются и удерживаются молекулы воды в том или ином регионе. Этот индекс исследователи применили к южному полюсу Луны. Одно из самых высоких значений оказалось у кратера Кабео, что, вероятно, является следствием его древности, а также наличия крупных холодных ловушек, а одно из самых низких — у кратера Шеклтона.
Ученые надеются, что их модель поможет в будущем командам, занимающимся проектами по добыче льда на Луне, определить наиболее удачное место для посадки. Тем не менее, исследователи отмечают, что их работа не дает точных данных о залежах.
Недавно NASA представило детальный проект космического аппарата Lunar Flashlight, который с помощью лазера будет искать залежи льда для будущих миссий. Он осветит лунный грунт и по отраженному излучению определит, есть ли лед на поверхности. Кроме того, в прошлом ученым уже удалось составить количественную карту распределения водного льда на поверхности на основе спектроскопических данных.
Кристина Уласович
Она вспыхнула в 1987 году
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил изображение остатка сверхновой 1987A в Большом Магеллановом Облаке. На снимке заметны ранее не наблюдавшиеся серповидные структуры из газа, выброшенного при взрыве звезды, сообщается на сайте телескопа. Сверхновая 1987A вспыхнула 23 февраля 1987 года в галактике-спутнике Млечного Пути Большое Магелланово Облако из-за коллапса ядра голубого сверхгиганта в туманности Тарантул, являющейся огромной областью звездообразования. Она стала самым близким подобным катаклизмом из всех наблюдавшихся с момента изобретения телескопа, кроме того, от вспышки были впервые зарегистрированы нейтрино. Разлетающиеся фрагменты звезды наблюдаются уже более 40 лет при помощи различных наземных и космических телескопов. Новое изображение остатка сверхновой было получено при помощи камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam и набора узкополосных фильтров. Центральная часть туманности заполнена плотными комками газа и пыли, считается, что в ней находится плерион и связанная с ним нейтронная звезда. Затем идет яркое кольцо, возникшее из вещества звезды, выброшенного перед взрывом. Оно содержит горячие точки, образованные взаимодействием околозвездного вещества с ударной волной. Еще дальше видны не наблюдавшиеся ранее небольшие серповидные структуры, содержащие выброшенный при взрыве газ, а в самых внешних частях остатка заметны два тусклых кольца — световое эхо от вспышки, возникшее на газопылевых облаках в окрестностях остатка. В дальнейшем «Джеймс Уэбб» продолжит исследование остатка 1987A при помощи инструментом NIRSpec и MIRI, чтобы узнать больше о строении туманности и подтвердить наличие в ней нейтронной звезды. Ранее мы рассказывали о том, как астрономы рассмотрели остаток сверхновой 1987A в FM-диапазоне.