Астрономам при помощи космического телескопа «Хаббл» не удалось обнаружить молодые звезды с нерегулярным изменением блеска в центральной части скопления Westerlund 2. Это подтверждает идею о том, что излучение от горячих массивных звезд способно не дать молодым звездами, расположенным по соседству, образовывать планетные системы. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal.
В молодых звездных скоплениях можно обнаружить множество звезд, расположенных на почти одинаковом расстоянии от земного наблюдателя, имеющих примерно одинаковый возраст и химический состав, но различающихся по массам. Подобное разнообразие позволяет использовать молодые звездные скопления в качестве естественных лабораторий для изучения эволюции звезд до главной последовательности и их околозвездных дисков.
Многие из этих скоплений, однако, слишком яркие, содержат обильные пылевые облака или имеют высокий уровень скученности звезд, из-за чего долгое время наблюдения были ограничены очень близкими, а также более рассеянными областями звездообразования, например Большой туманностью Ориона или скоплением Снежинки. С появлением космического телескопа «Хаббл» стало возможным исследовать популяции звезд до главной последовательности в более далеких или компактных молодых массивных скоплениях — как в Млечном Пути, так и в галактиках Местной группы.
Группа астрономов во главе с Еленой Сабби (Elena Sabbi) из Института исследований космоса опубликовала результаты наблюдений «Хаббла» за компактным молодым звездным скоплением Westerlund 2, которое находится внутри области звездообразования Gum 29, расположенной в 20 тысячах световых лет от Солнца в созвездии Киля. Westerlund 2 считается одним из самых массивных молодых скоплений в Млечном Пути (его возраст — около 1–2 миллионов лет) и содержит много звезд OB-типа, включая тяжелую двойную систему WR 20a, состоящую из звезд класса Вольфа–Райе с массами 83 и 82 масс Солнца.
Данные телескопа показали, что почти треть звезд до главной последовательности в скоплении являются переменными. 11 процентов таких звезд опознаны как звезды типа T Тельца со слабыми хромосферными линиями, 52 процента — как классические звезды типа T Тельца, 5 процентов демонстрируют нерегулярные изменения блеска (в англоязычной литературе их называют dippers), 26 процентов — это регулярно вспыхивающие барстеры, а остальные 6 процентов являются затменными двойными звездами.
Кроме того, исследователи не нашли звезд с нерегулярным изменением блеска в центральной области скопления радиусом четыре световых года. Если учесть, что нерегулярное изменение блеска часто связывается с наличием у звезды околозвездного диска или планетезималей, то подобное открытие можно объяснить влиянием мощных потоков ультрафиолетового излучения от большого количества массивных звезд в этой области. Такие звезды, по оценкам, способны рассеять околозвездные диски менее чем за два миллиона лет, что лишит звезду-хозяйку возможности сформировать планетную систему. Дальнейшие наблюдения за скоплением и поиск в нем звезд с околозвездными дисками при помощи космического телескопа «Джеймс Уэбб» должны помочь разобраться в процессах, идущих в скоплении.
Ранее мы рассказывали о том, как «Хаббл» подтвердил разрушение ядра межзвездной кометы Борисова после ее сближения с Солнцем, отметил свое тридцатилетие снимком двух туманностей и помог найти неуловимую черную дыру промежуточной массы.
Александр Войтюк
Это связано с ускорением вращения Марса вокруг своей оси
Планетологи оценили скорость уменьшения продолжительности марсианских суток, которая составила долю миллисекунды в год и вызвана ускорением вращения планеты, а также уточнили размеры ядра Марса. Это удалось сделать благодаря радиоэксперименту RISE, проводившемуся при помощи марсианской автоматической станции InSight. Статья опубликована в журнале Nature. InSight стала первой внеземной геофизической исследовательской станцией, которая проработала на Марсе чуть больше четырех лет, исследуя его сейсмическую активность и внутреннее строение. Одним из основных научных инструментов аппарата стал эксперимент RISE (Rotation and Interior Structure Experiment), в рамках которого отслеживался доплеровский сдвиг в частоте радиосигналов, передаваемых с наземных станций на InSight и обратно. Благодаря ему можно оценить скорости прецессии и нутации оси вращения планеты, которые связаны с параметрами марсианских ядра и мантии. Группа планетологов во главе с Себастьяном Ле Мейстром (Sébastien Le Maistre) из Королевской обсерватории Бельгии опубликовала результаты анализа данных, собранных RISE за 30 месяцев наблюдений для определения свойств ядра и мантии Марса. Ученые также использовали архивные данные спускаемого аппарата «Викинг-1». Исследователи уточнили радиус ядра Марса, который теперь составляет 1835±55 километров, в предположении, что ядро является конвективным и жидким сплавом железа и серы, а мантия твердая. Это хорошо согласуется с предыдущими оценками и требует большого содержания легких элементов. Ученые предполагают, что у Марса все же нет внутреннего твердого ядра. Наиболее совместимый с данными RISE модельный состав ядра включает в себя 2,5 массовых процентов кислорода, 15 массовых процентов серы, 1,5 массовых процентов углерода и один массовый процент водорода. Ученые также оценили ускорение вращения планеты вокруг собственной оси, которое составляет четыре угловых миллисекунды в год за год, что соответствует уменьшению продолжительности марсианских суток на 7,6×10-4 миллисекунды в год. Это значение на три порядка больше, чем эффект от взаимодействия Марса со спутником Фобосом и Солнцем, и может быть связано с долгосрочной внутренней эволюцией Марса или с накоплением льда на полярных шапках и изменением параметров атмосферы. Ранее мы рассказывали о том, как InSight составил детальную схему подповерхностных слоев Марса.