Младенцам понравились копирующие их взрослые

Шестимесячные младенцы понимают, когда взрослые имитируют их, и относятся к подражателям более дружелюбно, сообщается в журнале PLoS One. Дети дольше улыбаются тем взрослым, которые копируют их движения, и дольше смотрят на них, чем на тех, кто реагирует на действия младенцев иными способами.

Имитация играет важную роль в первый год жизни ребенка. Подражая своим родителям и другим людям, дети развивают мелкую моторику, учатся говорить и осваивают множество других навыков. Однако обратный процесс может быть не менее важен для младенцев: психологи предполагают, что взрослые, копируя действия ребенка, помогают ему усвоить культурные и социальные нормы, а также способствуют развитию самосознания и понимания намерений других. Кроме того, существует мнение, что совместные действия сопровождаются общими чувствами и намерениями, но эмпирические данные, подтверждающие такие гипотезы, почти отсутствуют.

Группа психологов под руководством Габриелы-Алины Саучук (Gabriela-Alina Sauciuc) из Лундского университета поставила эксперимент с участием 16 полугодовалых младенцев. Исследователи играли с детьми, либо копируя их поведение полностью, либо имитируя только движения, но не мимику, либо отвечая на их действия другими действиями — так поступает большинство родителей, реагируя на действия ребенка соответственно ситуации. Весь процесс записывался на видео, и после ученые анализировали реакцию испытуемых.

Выяснилось, что младенцы дольше смотрели на экспериментаторов и улыбались им, когда те полностью копировали их поведение, а также чаще пытались приблизиться к ним. Кроме того, дети чаще «проверяли» психологов: например, если исследователь вслед за ребенком бил рукой по столу, то ребенок потом повторял это действие еще несколько раз. Это, по мнению авторов, может свидетельствовать о том, что младенцы понимают, что взрослые имитируют их жесты, так как «проверки» обычно говорят о том, что человек осознает связь между собственным поведением и поведением другого.

Работа ученых показывает, что имитация может быть потенциально эффективна при попытках заинтересовать младенцев и установить с ними контакт. Тем не менее, выборка авторов слишком мала для того, чтобы делать окончательные выводы о поведении детей, и необходимы дополнительные исследования.

Психологи часто проводят эксперименты с участием маленьких детей, чтобы определить, как и когда человек начинает осваивать те или иные нормы и навыки. Так, сегодня известно, что младенцы могут оценить сложность поставленной задачи по тому, как ее выполняют взрослые, способны выделить в речи слова уже в возрасте трех дней, а также определять эмоции по выражению лица.

Слухи о моральном упадке современного мира оказались сильно преувеличены