Вельвичия удивительная оказалась под угрозой вымирания

Вельчивия удивительная в ближайшие десятилетия может оказаться на грани исчезновения. Власти Намибии прикладывают усилия для охраны этого вида, но его популяции уже находятся в упадке — в них много больных особей и слишком мало растений с шишками. По прогнозам ученых, глобальное изменение климата может вывести его ареал за пределы температурной толерантности. Соответствующие выводы содержатся в препринте, опубликованном на сайте bioRxiv.

Вельвичия удивительная (Welwitschia mirabilis) — древнее голосеменное растение, являющееся одновременно реликтом и эндемиком пустыни Намиб. Оно представляет собой долгоживущее (продолжительность жизни может достигать 1500 лет и более) карликовое дерево, на котором растут всего два листа в течение жизни. В пустынных экосистемах вельвичия играет роль важнейшего эдификатора, обеспечивающего воду, питание и убежище многим животным. Власти Намибии охраняют этот вид, и торговля им запрещена. Однако недавно исследователи предположили, что Welwitschia mirabilis грозит потенциальная опасность от изменения температурных условий в ее ареале обитания.

Ученые под руководством Пьерлуиджи Бомби (Pierluigi Bombi) из Национального научно-исследовательского совета Канады исследовали влияние изменения климата на популяции Welwitschia mirabilis в северной части пустыни Намиб. Для этого они сделали геоботанические описания на этой территории в мае 2019 года, фиксируя данные о местоположении растений, их бонитете и размерах.

Всего ботаники описали 1330 растений, которые образовали 12 разбросанных по ландшафту популяций — авторы объединили их в отдельную экологическую единицу — северный подвид. 12 процентов вельвичий были в плохом состоянии (что соответствует проблемам со здоровьем и низкому бонитету), 10 процентов — в хорошем, семь процентов — мертвы. Состояние оставшихся растений оценивалось как среднее. Только на 56 процентах вельвичий были обнаружены шишки.

Авторы исследования установили, что ареал северного подвида Welwitschia mirabilis составляет 215 квадратных километров. Уточнив размеры и положение ареала, ученые проанализировали его, используя разработанные для этого программные пакеты.

Они пришли к выводу, что при сохранении текущих тенденций изменений климата в регионе, температура воздуха повысится в среднем на 1,5-2,5 градуса Цельсия при стабильном количестве осадков. Это означает смещение условий окружающей среды от пределов температурной толерантности вида и снижение возможности по реализации его экологической ниши. С учетом того, что популяции вельвичии уже находятся в упадке (много больных растений и недостаточно особей с шишками), в ближайшие десятилетия этот вид ждет угроза вымирания.

Вельвичия — не единственный вид, для которого изменение климата стало угрозой: так, в пелагической зоне океана в районах тропических широт уже наблюдается упадок биоразнообразия, а тропическим лесам ученые пророчат кризис биоразнообразия при потеплении воздуха на два градуса Цельсия.

В Московском зоопарке родился первый в России детеныш большой панды