Пустынница (представитель саранчовых) подбирает среду обитания под окраску своего тела для маскировки. Если насекомое перекрасить в другой цвет, оно будет выбирать местность, с которой будет сливаться. Авторы работы, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, отмечают, что этот адаптивный механизм впервые удалось обнаружить в естественных условиях.
Животные могут замаскироваться под окружающую среду тремя способами: приобрести нужную окраску в результате естественного отбора, менять цвет тела в зависимости от окружения или же выбирать среду в зависимости от собственной окраски. Первые два механизма изучены хорошо, а исследование последнего только развивается.
Чтобы выбрать местность под собственный окрас, необходимо оценить свой фенотип и сопоставить его с окружающей средой. Исследовать этот процесс непросто, так как нужно понять, чем именно руководствуются животные при выборе места обитания: генетическими программами или оценкой собственного внешнего вида, и отделить этот механизм от других взаимодействий фенотипа и внешней среды.
Испанские ученые из Университета имени Пабло де Олавиде под руководством Пима Эделаара (Pim Edelaar) следили за местом нахождения пустынниц Sphingonotus azurescens (представителя саранчовых). Этих насекомых находят на различных субстратах, от песчаных почв до городских тротуаров, их окраска чаще всего совпадает с цветом субстрата (от черного до светло-серого и от голубоватого до оранжево-коричневого).
Для эксперимента ученые использовали улицы неподалеку от заброшенного поселка: дороги уже начали зарастать травой, и саранча облюбовала это место. Проезжая часть улиц была покрыта темным асфальтом, а парковочные места и тротуары сделаны из светлого бетона и плитки. В этой местности отлавливали пустынниц, определяли их пол и окраску (оттенок серого от 0 — белый до 100 — черный), а затем маркером писали на крыльях уникальное сочетание букв — «имя» насекомого. Такую метку с помощью бинокля можно было разглядеть издалека, и чтобы различить насекомых, не нужно было подходить к ним близко.
Во второй части эксперимента исследователи красили насекомых акварелью, меняя их окраску на темную или светлую, и выпускали в место поимки.
Всего удалось поймать 218 особей, из них 33 встретили еще хотя бы один раз. Цвет пустынницы значимо определял вероятность ее нахождения на темном асфальте. Оказалось, что перекрашенные особи действительно выбирают поверхности, которые соответствуют новой окраске, хотя слабое влияние природного цвета тела тоже сохранялось. Авторы работы пришли к выводу, что пустынницы могут оценивать свою окраску, соотносить ее с окружающей средой и гибко адаптироваться для наилучшей маскировки.
Перекрашивание — не самое странное, что делали с саранчовыми. Американской саранче в обонятельный мозг вживляли электроды, благодаря которым насекомые превращались в киборгов-саперов: по активности нейронов, которую электроды передавали на устройство на спинке животного, исследователи определяли наличие в воздухе молекул взрывчатых веществ.
Алиса Бахарева
Это второй известный представитель вида с такой окраской
Зоологи описали субантарктического пингвина (Pygoscelis papua) с меланистической окраской. Как отмечается в статье для журнала Polar Biology, обычно у представителей этого вида спина, хвост, верхняя часть крыльев и голова черные, а полоса на верхней части головы, грудь и брюхо белые. Однако у особи, которую команда аргентинских исследователей под руководством Росио Нигро (Rocio Nigro) из Национального университета Ла-Платы встретила в августе прошлого года около базы Эсперанса на Антарктическом полуострове, спина, грудь и брюхо были покрыты пестрым черно-белым оперением, с продольной черной полосой в центре груди. Крылья у этого необычного пингвина были черными с обеих сторон, а расцветка головы, клюва и лап осталась обычной. Особь выглядела здоровой и держалась в компании сородичей. Нигро и его коллеги считают необычную окраску субантарктического пингвина меланизмом, поскольку она обусловлена неправильным распределением эумеланина — пигмента, который у птиц отвечает за черные, серые и бурые цвета перьев. По словам исследователей, это второй известный пример меланизма у данного вида — первый был отмечен в 1997 году. Кроме того, особи с похожим искажением расцветки встречаются и среди других пингвинов, например, пингвинов Адели (P. adeliae) и антарктических пингвинов (P. antarcticus), которые родственны субантарктическим, а также среди золотоволосых (Eudyptes chrysolophus) и королевских пингвинов (Aptenodytes patagonicus). Обычная черно-белая окраска пингвинов делает их менее заметными для морских хищников, поэтому особи с нарушенной расцветкой должны быть более уязвимыми перед ними. Однако пингвину, которого встретили Нигро с соавторами, меланизм не помешал дожить до взрослого возраста.