Ученые реконструировали ранние этапы эволюции домовых мышей. В своей статье для Scientific Reports они утверждают, что западный подвид начал селиться рядом с человеком уже 14 с половиной тысяч лет назад, еще до того, как наши предки освоили сельское хозяйство. В Европу мыши проникли намного позже, причем первым это сделал восточный подвид шесть с половиной тысяч лет назад. Одомашнивание кошек и их расселение в Европу, скорее всего, тесно связаны с распространением домовых мышей.
Способность жить рядом с человеком позволила домовой мыши (Mus musculus) расселиться по большей части планеты, включая отдаленные океанические острова. История этого вида началась в плейстоцене на полуострове Индостан и близлежащих территориях современных Ирана и Афганистана. Тем не менее, переход мышей к синантропному образу жизни и сроки их проникновения в Европу остаются плохо изученными.
Команда специалистов во главе с Тома Куччи (Thomas Cucchi) из Национального музея естественной истории в Париже восстановила ранние этапы эволюции домовых мышей. Ученые собрали и проанализировали 829 образцов мышиных останков, обнаруженных на территории 43 археологических памятников Юго-Западной Азии и Европы. Древнейшие из них были датированы поздним плейстоценом, а самые молодые — поздним бронзовым веком.
Исследование показало, что западный подвид домовой мыши (M. m. domesticus), к которому принадлежат популяции в Западной Европе и за пределами Евразии, населял юго-запад Ирана уже в конце плейстоцена. Первые свидетельства его проникновения на Ближний Восток появляются 14 с половиной тысяч лет назад. Скорее всего, это было естественное расселение вида.
Авторы полагают, что изначально западных домовых мышей привлекли к человеческому жилью стабильный микроклимат, отсутствие хищников и меньшее число конкурентов, а вовсе не доступность корма. Это объясняет, почему первые находки связаны с крупными поселениями. Однако после того, как люди начали выращивать и хранить злаки и бобовые, процесс превращения мыши в синантропный вид резко ускорился, причем процесс мог идти независимо из двух центров в Северном и Южном Леванте.
Довольно быстро западная домовая мышь расселилась по всему Ближнему Востоку, включая Кипр. Тем не менее, в Европу этот подвид проник намного позже, около четырех тысяч лет назад. Судя по всему, его распространению помешало отсутствие крупных человеческих поселений на Балканском полуострове, а также конкуренция с местными видами мышей. Западные домовые мыши смогли колонизировать регион лишь после того, как в нем усилились урбанизация и торговый поток с Ближним Востоком.
Интересно, что Восточная Европа была заселена домовыми мышами раньше. Подвид M. m. musculus, распространенный сегодня к востоку от Польши и на большей части России, проник сюда около шести с половиной тысяч лет назад. В отличие от западной, восточная домовая мышь меньше зависит от человека, что обеспечило ей успешное расселение даже по малонаселенной местности.
По мнению авторов, именно распространение домовых мышей заставило людей приручить кошек (Felis silvestris lybica). Самые ранние археологические свидетельства существования домашних кошек найдены на Кипре в захоронениях возрастом девять тысяч лет. Однако процесс приручения этого вида начался раньше, на континентальном Ближнем Востоке, причем еще до появления сельского хозяйства. В Европу домашние кошки, вероятно, были завезены вслед за колонизацией континента западными домовыми мышами.
Сегодня домовые мыши — это не только назойливые вредители, но и важнейшие лабораторные животные. С их помощью ученые исследуют фундаментальные биологические механизмы и тестируют новые технологии. Например, недавно американские биологи создали химерные зародыши человека и мыши, в которых доля человеческих клеток составила до четырех процентов.
Сергей Коленов
Вероятно, этой поведенческой чертой обладал общий предок бесхвостых амфибий
Самцы лягушек, жаб и их родственников не оставляют попыток спариться с неподходящими партнерами уже около 220 миллионов лет. К такому выводу пришли французские зоологи, проанализировав склонность к межвидовому амплексусу среди современных представителей этой группы. По мнению авторов, неразборчивость самцов появилась у общего предка всех бесхвостых амфибий и передалась большинству его потомков. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Biological Journal of the Linnean Society.