Черные синицы подслушивают сигналы о приближении хищника восточных синиц, и направляют свое зрительное внимание на поиск объектов, которые похожи на образ змеи. К такому выводу пришел зоолог из Японии в результате эксперимента, для которого ему понадобился только динамик с записью различных звуков птиц и деревянная палка. Статья опубликована в журнале Current Bioilogy.
Многие животные подслушивают сигналы об опасности других видов. При этом они могут воспринимать любой незнакомый звук как повод насторожиться или понимать особенности языка других видов и различать, например, о каком именно хищнике животные предупреждают своих сородичей. В любом случае, в основе распознавания сигналов других видов лежат когнитивные механизмы восприятия языка и ассоциативного обучения.
При восприятии языка различные сигналы, связанные с определенными образами или понятиями, вызывают ответ на эти образы в отсутствие непосредственного внешнего стимула. Возможно, животные при сигнале опасности сосредоточивают внимание на поиске хищника и лучше замечают его, как люди в ответ на слова-подсказки находят объекты, которые не видели раньше.
Тоситака Судзуки (Toshitaka Suzuki) из Киотского университета включал московкам, или черным синицам (Periparus ater), сигналы тревоги восточных синиц (Parus minor). Эти звуки птицы издают только при приближении змей, которые опасны для обоих видов синиц, и ученый предположил, что московки могут различать этот сигнал и направлять свое зрительное внимание на поиск хищника. В качестве объекта, который птицы могли принять за змею, Тоситака Судзуки использовал обычную деревянную палку длиной 18 сантиметров. Когда московка подлетала источнику сигнала тревоги и садилась на ветку в радиусе двух метров от динамика, исследователь за веревку поднимал палку вдоль ствола на один метр, имитируя ползущую по дереву змею. Зоолог считал, что птица реагировала на предмет, если она подлетала к нему на расстояние одного метра в течение 24 секунд.
10 из 13 московок приблизились к палке, если динамик проигрывал сигналы о змее восточных синиц. Птицы редко реагировали на палку в ответ на сигналы общей опасности (к предмету подлетели только 2 из 18) или призывные звуки восточных синиц (2 из 13). Значит, московки в ответ на сигнал о хищнике усиливают свое внимание к объектам, похожим на змей, а в других обстоятельствах не обращают на них внимание.
Однако, предположил Тоситака Судзуки, сигнал опасности может повышать общий интерес синиц к новым объектам, а не стимулировать направленный поиск определенного образа. Чтобы проверить эту гипотезу, исследователь проверил реакцию птиц на палки, которые двигались по-разному: «ползали» по земле или раскачивались на ветке дерева (последнее не характерно для змей).
Московки подлетали к палке, которая двигалась по земле, в 7 случаях из 13, но никогда не приближались к ней, если палка раскачивалась на ветке. Зоолог делает вывод, что в ответ на сигналы восточных синиц московки искали объекты, похожие на определенный зрительный образ.
Птицы различают и подслушивают сигналы не только о хищниках, но и о других опасностях. Черные трупиалы, например, умеют отличать сигналы желтых древесниц о гнездовых паразитах, и защищают свои гнезда, если слышат этот звук.
Алиса Бахарева
Однако хищники вряд ли действовали сообща
Камера-ловушка в национальном парке Глейшер-Бей на юго-востоке Аляски запечатлела одновременное нападение бурого медведя и волка на самку лося с детенышем. Сначала медведь напал на лосиху, после чего волк погнался за лосенком. Скорее всего, хищники не действовали сообща — однако волк мог следить за медведем и дождаться, когда тот отвлечет лосиху, чтобы напасть на оставшегося без защиты детеныша. Впрочем, вероятно, что самке лося все-таки удалось отбиться от хищников. Необычную видеозапись опубликовало отделение Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных США по Юго-Восточной Аляске на своей страничке в фейсбуке*.