Черные трупиалы услышали о гнездовых паразитах от других птиц

Ученые выяснили, что черные трупиалы подслушивают звуковые сообщения желтых древесниц о приближении гнездового паразита и могут отличить их от сигналов других опасностей. Чем ближе трупиалы селятся к древесницам, тем сильнее они реагируют на голос последних — это помогает им эффективнее защищать свои гнезда. Статья опубликована в журнале Communications Biology.

Многие животные передают друг другу информацию, например, сигнал опасности, с помощью звуков. Такие сообщения могут подслушивать и использовать другие виды. Особенно это распространено у птиц — они используют разнообразные голосовые сигналы для коммуникации. Разные звуки используют для передачи разных сообщений — предупреждение о хищниках и других опасностях, обозначение своей территории, поиск партнера, призыв. Птицы, которые подслушивают сигналы других видов, тоже умеют различать специфичные звуки и реагировать на них соответственно.

Сообщения об опасности помогают защищать гнезда как от хищников, так и гнездовых паразитов — птиц, которые подкладывают свои яйца к чужим. Бдительные птицы, которые вовремя замечают паразитов, отгоняют их от своего гнезда и передают соответствующий сигнал опасности своим сородичам. Можно предположить, что те виды, у которых нет собственной системы оповещения, подслушивают сообщения других. Это уже наблюдали у двух видов камышовок, на гнездах которых паразитирует один и тот же вид кукушек. Однако эти птицы передают лишь общий сигнал об опасности, специфического набора звуков для сообщения о гнездовом паразите у них нет.

Желтые древесницы (Setophaga petechia) — единственные известные птицы, у которых есть особый сигнал гнездовых паразитов. В их гнезда подбрасывают свои яйца буроголовые коровьи трупиалы, или воловые птицы (Molothrus ater), и при их приближении древесницы издают короткий звук, в ответ на который самки залетают в свои гнезда и сидят на них, физически защищая кладку от опасности. Такой сигнал птицы используют только для сообщения о паразитах, в основном в период высиживания яиц.

Ученые из США под руководством Шелби Лоусон (Shelby Lawson) из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне предположили, что красноплечие черные трупиалы (Agelaius phoeniceus) могут подслушивать сигналы древесниц о воловьих птицах. Эти виды птиц гнездуются неподалеку друг от друга, на обоих паразитируют воловьи птицы, но у трупиалов нет собственной системы оповещения о паразитах.

Исследователи проигрывали записи различных звуков птиц: щебетание воловьих птиц, сигналы древесниц о паразите или о других опасностях, а также звуки хищников, которые питаются яйцами птиц. Сначала наблюдали за реакцией трупиалов, когда записи включали на территории древесниц, а затем около гнезд самих трупиалов.

На территории древесниц трупиалы реагировали на записи сигналов о паразитах так же, как и на щебетание самих воловьих птиц. В ответ на пение других птиц и на сигналы древесниц о других опасностях трупиалы прилетали значительно реже (p < 0,05). Около своих гнезд как самцы, так и самки трупиалов реагировали на щебетание воловьих птиц, сигнал о них древесниц, крики голубых соек (Cyanocitta cristata), которые могут разорять гнезда, и на пение своих сородичей. На все эти сигналы птицы реагировали быстро, близко подлетали к динамику и сигнализировали об опасности, все это значительно сильнее, чем в ответ на звуки, которые не связаны с угрозой.

Самцы трупиалов сильнее реагировали на щебет воловьих птиц и сигнал о паразитах древесниц, если источник звука находился ближе к гнезду (p = 0,03). Авторы работы предполагают, что птицы, которые живут ближе к древесницам, лучше различают их сигналы и лучше подготовлены к защите своих гнезд. Это согласуется с результатами исследования, в котором обнаружили, что трупиалы, которые селятся близко к древесницам, меньше подвержены гнездовому паразитизму.

Птенцы воловьих птиц, которые выросли вместе с выводком другого вида, могут распознавать своих сородичей — тоже по звукам. У этих птиц есть своеобразный голосовой шифр, по которому они отличают своих от чужих.

«Пернатые многоженцы: Любовь, браки, измены и разводы в мире птиц»