Насыщенные жиры и эндотоксины ухудшили внимание женщин

Американские ученые экспериментально показали, что потребление пищи, богатой насыщенными жирами, может нарушить когнитивные функции. Участницы их эксперимента хуже справлялись с тестом на внимание после того, как поели обед, приготовленный с использованием пальмового масла, богатого насыщенными жирами, чем в том случае, если их обед готовили на подсолнечном маслом (ненасыщенные жиры). Пища, однако, не влияла на внимательность женщин, если в их крови был изначально высокая концентрация эндотоксинов: в этом случае участницы справлялись с тестом одинаково плохо независимо от того, чем их кормили, пишут ученые в The American Journal of Clinical Nutrition.

Питание влияет не только на физическое здоровье, но и на здоровье головного мозга и когнитивные функции. К примеру, эксперименты на мышах показывают, что избыток жиров и углеводов может ухудшить обучение, а также на ухудшение когнитивных функций вследствие избытка жира в диете указывают и популяционные исследования.

При этом многие исследования при оценке влияния макронутриентов на когнитивные функции не учитывают, к примеру, к какой группе относятся потребляемые жиры (например, насыщенные и ненасыщенные). Кроме того, оценка потребления жирной пищи на когнитивные способности все еще нуждается в дополнительных эмпирических данных. Получить их решили ученые под руководством Аннелиз Мэдисон (Annelise Madison) из Медицинской школы Университета штата Огайо. В их эксперименте приняла участие 51 женщина (средний возраст — 53 года) без хронических заболеваний (в частности, сердечно-сосудистых) и метаболических нарушений. При этом 32 женщины из выборки пережили рак груди — это, однако, учитывалось при анализе данных (и, по словам ученых, на результаты не влияло).

Чтобы снизить вариативность данных, за день до начала эксперимента участницы питались одинаково, а за 12 часов до самой процедуры их просили воздержаться от еды вообще. Участниц случайно разделили на две группы и выдали одинаковые обеды: яичницу, сосиски из индейки, булочку и подливку. Калорийность порций и общее содержание жиров были одинаковыми между группами, но отличались количеством насыщенных и ненасыщенных жиров: для этого в приготовлении использовали пальмовое масло (содержит насыщенную пальмитиновую кислоту) и подсолнечное (содержит ненасыщенную олеиновую кислоту). В течение одной–четырех недель эксперимент повторили, поменяв участниц местами: таким образом, все попробовали и то, и другое блюдо.

За час до приема пищи ученые собрали образцы крови участниц, чтобы оценить концентрацию в их организме маркеров эндотоксемии — попадания эдотоксинов липополисахаридов в кровь из пищеварительной системы, которое ведет к развитию воспаления: растворимого белка CD14, липополисахарид-связывающего белка (ЛСБ) и их отношения.

Сразу после обеда участницам давали когнитивный тест на внимание: им нужно было как можно быстрее нажимать на клавишу, когда на экране появлялась определенная фигура — и игнорировать остальные. Оказалось, что после блюда с большим количеством насыщенных жиров женщины хуже отмечали нужные фигуры (p = 0,02), что говорит о снижении внимания. Также результаты теста были ниже у женщин с высокой концентрацией ЛСБ (p = 0,04). Те участницы, в чьей крови концентрация ЛСБ и отношение концентрации ЛСБ к CD14 были выше, также давали больше неправильных ответов, не могли сосредоточиться и не успевали выполнять задания, если скорость появления стимулов возрастала.

Кроме того, оказалось, что у женщин с эндотоксемией показатели внимания слабо зависят от того, какое блюдо они ели — их ответы были в целом хуже (p < 0,05). Ученые, таким образом, показали, что потребление насыщенной жирами пищи и работа эндотоксинов в организме могут по-отдельности влиять на когнитивные функции. Это, кроме всего прочего, означает, что изначально высокая концентрация эндотоксинов в крови может нивелировать положительный эффект от замены насыщенных жиров на ненасыщенные.

Впрочем, для нормальной работы когнитивных функций (особенно в пожилом возрасте) может быть больше важны не сами продукты, а их сочетание в диете: например, недавно ученые выяснили, что люди, у которых диагностируют деменцию, менее разнообразны в своем питании, а также, например, предпочитают сочетать красное мясо с хлебом и картошкой, а не свежими овощами, как это делают их здоровые ровесники.

Кетогенная диета снизила уровень свободного тестостерона у женщин с синдромом поликистозных яичников