Канадская компания WatFly начала принимать предзаказы на перспективные персональные летательные аппараты Atlas. Как пишет Aviation Week, начать поставки первых аппаратов компания планирует в третьем квартале 2021 года. К этому времени должны завершиться испытания Atlas, первый полет которого намечен на конец 2020 года.
Разработка персонального летательного аппарата Atlas ведется на протяжении последних пары лет. Он создается специально таким образом, чтобы подпадать под определение сверхлегкого летательного аппарата массой менее 115 килограммов. Такие аппараты не требуют обязательной дорогостоящей сертификации. В некоторых странах для полетов на таких аппаратах лицензия пилота не требуется.
Atlas представляет собой одноместную кабину с поворотным крылом, на консолях которого установлены по два электровентилятора. Эти электровентиляторы питаются от аккумуляторной батареи, установленной в крыле. Продолжительность полета Atlas составит 60 минут. Благодаря поворотному крылу аппарат сможет выполнять вертикальные взлет и посадку и быстрый горизонтальный полет по-самолетному.
Разработчики утверждают, что уровень безопасности Atlas будет достаточно велик. Например, аппарат сможет совершать вертикальные взлет и посадку всего с двумя электровентиляторами. Кроме того, на аппарат установлен баллистический парашют, который будет выпускаться в случае аварии.
В первую очередь поставлять Atlas планируется заказчикам из Канады. В этой стране разрешены уведомительные полеты сверхлегкой авиации в воздушном пространстве класса G (воздушное пространство без обязательного диспетчерского сопровождения, в котором допускаются визуальные полеты и полеты по приборам; высота не более 1 тысячи метров).
В конце прошлого года студенческая команда Silverwing из Делфтского технического университета в Нидерландах представила полноразмерный прототип перспективного персонального тейлситтера S1. S1 представляет собой двухмоторный электрический аппарат самолетного типа, способный на вертикальные взлет и посадку на хвост. S1 рассчитан на перевозку одного человека.
Василий Сычёв
Это может затормозить процесс сертификации
Прототип электрического аэротакси VX4 компании Vertical Aerospace потерпел крушение во время испытательного полета 9 августа 2023 года на аэродроме Котсволд в Англии, сообщает Aviation Week. Управление в момент аварии осуществлялось дистанционно, поэтому в результате жесткой посадки пострадал только сам летательный аппарат. Под аэротакси сегодня обычно подразумевают небольшие полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, которые способны перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей. Они позволят жителям быстро перемещаться между городом и пригородом, снижая нагрузку на общественный транспорт и уменьшая пробки на дорогах. На сегодняшний день разработкой собственных прототипов аэротакси занимается множество компаний, в том числе Volocopter, CityAirbus, Joby Aviation и Vertical Aerospace. Некоторые из них планируют уже в скором времени начать коммерческую эксплуатацию. Однако прежде чем летательные аппараты, построенные с применением новых технологий, будут допущены до серийного производства и появятся в небе над городами, компаниям необходимо доказать их безопасность и надежность. Для этого проводятся серии летных испытаний, большинство из которых обычно заканчивается успешно, но иногда все же случаются происшествия. Одно из них произошло 9 августа 2023 года с прототипом электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace на аэродроме Котсволд рядом с деревней Кембл на юго-западе Англии, где расположен летно-испытательный центр компании. Летательный аппарат совершил жесткую посадку на взлетно-посадочную полосу и частично разрушился. Судя по опубликованным в сети фотографиям, у VX4 сломано правое крыло и, предположительно, повреждено шасси. Менее месяца назад этот же прототип VX4 совершил первый полет без страховочных тросов и разогнался до 70 километров в час. В заявлении для инвесторов, компания сообщила, что инцидент произошел во время испытания, в котором имитировался отказ двигателя, сообщает Aviation Week. При этом VX4 пилотировался дистанционно и в результате крушения никто не пострадал. Успешное выполнение этого сценария позволило бы перейти к пилотируемым испытательным полетам с людьми на борту, однако теперь неясно когда это произойдет. Строительство второго прототипа еще не завершено, поэтому инцидент может сказаться на сроках сертификации, которую планировалось провести до конца 2026 года. Это не первое крушение прототипов аэротакси во время испытаний. В 2022 году в Калифорнии разбился электрический конвертоплан компании Joby Aviation. Перед этим он разогнался до 435 километров в час, что на сто километров в час превышало заявленную максимальную скорость. Прототип Joby тоже управлялся дистанционно.