Израильские инженеры представили волнообразного робота, состоящего из двух соединенных сцепкой волнообразных сегментов. Это позволяет роботу не только двигаться боком, но и преодолевать длинные или высокие препятствия. Возможности устройства продемонстрированы в ролике, опубликованном на YouTube.
При создании роботов кроме традиционных способов передвижения (колеса и ноги) инженеры иногда рассматривают и экзотические решения — порой очень странные конструкции могут оказаться полезны в специфических условиях. Один из таких необычных примеров — одноактуаторные волнообразные роботы SAW (single actuator wave-like robot). Концепция впервые представлена в 2016 году, робота создали специалисты под руководством Давида Заррука (David Zarrouk) из Университета имени Бен-Гуриона.
Главная отличительная черта волнообразного робота — хвост из нескольких десятков звеньев, внутри которых пропущена жесткая спираль, прикрепленная к электромотору. Когда электромотор вращается, хвост приходит в движение и ползет вперед или назад. Такой робот не только может двигаться по плоскости, но также способен плавать и ползать вертикально в узких пространствах.
Теперь инженеры из группы Заррука представили волнообразного робота, который состоит не из одного, а из двух соединенных последовательно одноактуаторных сегментов. Соединение сегментов позволяет отклонять их друг относительно друга в двух плоскостях, за счет чего конструкции волнообразный робот теперь умеет забираться на вертикальные препятствия (высота до 10 сантиметров), разворачивается на месте, поочередно «переступая» сегментами, а также может двигаться не только вперед или назад, но и вбок. Кроме того, увеличившаяся общая длина позволяет преодолевать значительные препятствия в длину, вплоть до 25 сантиметров.
Группа Заррука совершенствует конструкцию робота и в других направлениях. Так, в 2017 году инженеры показали уменьшенную версию, которая по размеру сопоставима с пальчиковой батарейкой. В перспективе подобное устройство можно будет использовать в медицине — например, для перемещения по кровеносным сосудам.
Николай Воронцов
Он может сам подключаться к зарядной станции
Инженеры разработали дешевое решение для автономной подзарядки электрических мультикоптеров. Система под названием AutoCharge представляет собой зарядную станцию с коннектором, оснащенным электромагнитом. Дрон также оснащается магнитным коннектором, размещенном на конце гибкого шнура. При сближении дрона со станцией, коннекторы притягиваются друг к другу, обеспечивая надежное электрическое соединение на время зарядки батареи. Препринт статьи опубликован на сайте arxiv.org. На сегодняшний день мультикоптеры — наиболее популярный тип беспилотных летательных аппаратов. Однако при всех достоинствах, дроны, построенные по этой схеме, обладают ключевым недостатком, который заключается в относительно невысокой продолжительности полета. Для большинства существующих моделей оно не превышает получаса. Увеличение количества батарей на борту приводит к утяжелению дрона и снижению массы полезной нагрузки, которую он способен нести. Например, квадрокоптер US-1, созданный компанией Impossible Aerospace способен на одном заряде провести в воздухе целых два часа и пролететь около 75 километров, но его собственная масса при этом составляет 7,1 килограмма, а полезная нагрузка массой всего лишь 1,3 килограмма снижает время полета со 120 минут до 78. Другой подход к увеличению времени полета дрона — использовать системы автоматической замены или подзарядки батарей в формате зарядных станций, расположенных на пути беспилотника. Однако существующие на сегодняшний день решения (гнезда дронов) не универсальны, имеют сложную конструкцию и высокую стоимость. Кроме того, от мультикоптера обычно требуется точная посадка на платформу, что не всегда легко реализовать на открытом воздухе. Группа инженеров под руководством Джузеппе Лоянно (Giuseppe Loianno) из Нью-Йорского университета разработала простое и дешевое решение AutoCharge для автономной подзарядки дронов любого размера. Оно представляет собой небольшую док-станцию на верхней части которой располагается электрический коннектор, совмещенный с электромагнитом. К дрону крепится гибкий шнур, один конец которого подсоединен к схеме питания батареи дрона, а на другом конце располагается коннектор с постоянным магнитом. Когда батарея беспилотника разряжается ниже порогового значения, он подлетает к зарядной станции. Свободно свисающий на конце шнура магнитный коннектор дрона оказывается в зоне действия магнитного поля электромагнита, встроенного в коннектор на док-станции, притягивается к нему и происходит их стыковка. Правильному и надежному соединению также способствуют отверстия, расположенные на коннекторе док-станции и выступающие штифты на коннекторе дрона. После успешного соединения электромагнит, встроенный в док-станцию, отключается и начинается зарядка батареи дрона. В этот момент дрон может приземлиться рядом или продолжать выполнять задачи в воздухе. После восполнения заряда батареи беспилотник может продолжать полет. Для этого он механически отсоединяет свой коннектор от зарядной станции, на которой с небольшой задержкой снова включается электромагнит, для выполнения следующей стыковки. По словам разработчиков, такая схема зарядки проста, подходит для дронов разных размеров и не требует использования сложных алгоритмов и механизмов для точной посадки, а стоимость док-станции с выполненным с помощью 3D печати корпусом не превышает 50 долларов. Длина шнура может подбираться в зависимости от задач. Например, если дрону не требуется находиться в воздухе во время зарядки, шнур может быть коротким. Это снижает массу дрона и повышает эффективность зарядки, а также почти не влияет на точность управления в полете. https://www.youtube.com/watch?v=6xYvI-qIe3M&t=11s Разработчики провели эксперимент, в ходе которого тестовый квадрокоптер действовал полностью автономно. После полетов по заданной траектории и уменьшения напряжения батареи до минимума дрон подключался к зарядной станции. Зарядив батарею, беспилотник отсоединял коннектор и вновь продолжал полет до очередного разряда. Эксперимент продолжался в течение десяти часов. В будущем инженеры планируют добавить возможность использовать систему зарядки AutoCharge без предварительного знания о местоположении зарядной станции, полагаясь лишь на бортовые камеры дрона для ее визуальной локализации. В случае если необходимо выполнять полеты дольше нескольких часов, дроны-квадрокоптеры оснащают гибридной силовой установкой. В такой схеме беспилотник использует электромоторы для вращения винтов, но энергия для них вырабатывается двигателем внутреннего сгорания. Например, в 2018 году китайские инженеры продемонстрировали полет шестироторного мультикоптера, оснащенного ДВС и аккумуляторами, в ходе которого дрон продержался в воздухе 7 часов и 17 минут.