Ученые нашли простой метод определения содержания следов марихуаны в выдыхаемом воздухе. Они предложили использовать электрохимическое окисление бесцветного тетрагидроканнабиола в его хиноновый аналог с фиолетовой окраской. Статья опубликована в журнале Organic Letters.
По оценке ООН, только за последнее десятилетие число людей, употребляющих марихуану, выросло на 60 процентов и достигло отметки в 200 миллионов человек. Исторически марихуана во многих странах вне закона, но на протяжении последних лет власти некоторых стран и регионов (например, Канада, Испания, Чили, Нидерланды, Австралия и 11 штатов США) частично или полностью легализовали употребление марихуаны. При этом в этих странах возникла потребность за контролем безопасного использования — особенно при вождении автомобиля. Недавние исследования показали, что только в США в 2017 году 12 миллионов человек были привлечены за вождение под воздействием марихуаны.
В марихуане присутствует более сотни разных каннабиоидов, хотя наибольшим психоактивным эффектом обладает Δ9 — тетрагидроканнабинол (ТГК), содержание которого может колебаться в пределах 5-30 процентов. Именно его наличие проверяют в крови в существующих сегодня дорожных тестах, но методы оценки либо занимают много времени и требуют специальной подготовки для анализа крови или слюны, либо основаны на субъективной оценке поведения водителя полицейским. В последнее время начали активно развиваться химические методы определения — например, ученые уже продемонстрировали, что содержание ТГК в выдыхаемом воздухе коррелирует со временем с момента употребления марихуаны и концентрацией ТГК в крови. Существующие методы включают в себя: длительную масс-спектрометрию, оптическое определение соединения между ТГК и токсичным реагентом, а также неточное электрохимическое определение с использованием углеродных нанотрубок.
Нил Гарг (Neil K. Garg) и Эван Дарзи (Evan R. Darzi) из Калифорнийского университета разработали простой метод определения ТГК в выдыхаемом воздухе, основанный на электрохимическом преобразовании ТГК в соответствующий тетрагидроканнабохинон (ТГК-хинон), который в отличие от ТГК имеет цвет. Они изучили возможные электрохимические реакции этих веществ и подобрали соответствующие условия для этой реакции с необходимым выходом.
Перед проверкой протекания электрохимической реакции окисления ученые провели окисление с помощью распространенных окислителей, так как подобная реакция прежде не была описана. Однако в 1911 году Бим наблюдал фиолетовый окрас в щелочном-спиртовом растворе экстракта гашиша, этот эффект позже ученые описали образованием окрашенных хинонов. С того времени среди синтетических реагентов для окисления фенолов в хиноны обрел популярность бис(трифторацетокси)йодобензол (ФИФА), который открыл каннабиоиды в контексте медицинской химии, исходя из Δ8-ТГК. Авторы новой работы применили этот реагент в водной среде к желаемому ТГК и обнаружили, что реакция протекает с достаточным выходом продуктов окисления. Полученный ТГК-хинон поглощал свет с видимой длиной волны в 402 нанометра, что может быть определено визуально или спектроскопически.
Для выяснения причины появления цвета у этого соединения ученые рассчитали орбитальный вклад в электронные переходы, орбитальное распределение и энергии с помощью расчетов из первых принципов. Минимальный переход по энергии в ТГК сопоставляется с электронным переходом между высшей занятой и нижней свободной молекулярными орбиталями, который соответствует длине волны в 282 нанометра. А электроотрицательные карбонильные связи в ТГК-хиноне смещают пик поглощения к красной области, делая возможным поглощение в видимом диапазоне, что и приводит к фиолетовому окрасу.
Чтобы понять, каким образом будет происходить электрохимическое окисление ТГК в отсутствие реактивов, химики провели цикловольтамперометрию для исходного ТГК и ТГК-хинона. Измерение окислительного потенциала показало необратимое окисление при напряжении в 1,02 вольта, а для ТГК-хинона при напряжении 1,71 вольта. При измерении восстановительного потенциала этих веществ в ТГК при напряжениях от 0 до −2,5 вольта не было обнаружено проявлений восстановления, а ТГК-хинон показывал два события восстановления при напряжении в −1,02 вольта и −1,75 вольта, что соответствует образованию полухинона и гидрохинона.
На следующем этапе исследователи попробовали применить уже известные условия электрохимического окисления к модельному 2,5-диалкилфенолу, однако вместо хинона ученые получили нерастворимый полимер на электроде. Варьируя условия синтеза они пришли к оптимальным условиям — углеродные электроды, в качестве электролита тетрафтороборат тетрабутиламмония — при которых выход хинона составил 57 процентов. После чего применили эти условия окисления для ТГК — для которого была подобрана графит-платиновая электродная пара — выход ТГК-хинона составил 67 процентов. Авторы считают этот выход достаточным для определения содержания продуктов марихуаны в выдыхаемом воздухе, однако заявляют, что они лишь начали развивать новый способ аналитического определения и будущие исследования смогут воплотить такую тест-систему в жизнь для обеспечения безопасности на дорогах.
Влияние марихуаны на человеческий организм активно изучается из-за процессов ее легализации во многих странах. Так, три месяца назад ученые выяснили, что ТГК способствует формированию ложных воспоминаний, но при этом не влияет на способность извлекать реальные воспоминания. С другой стороны, год назад американские медики обнаружили корреляцию между умеренным курением марихуаны и показателями качества спермы — количество и качество спермы у людей, куривших марихуану было выше, чем у тех, кто никогда ее не употреблял.
Она проходила в Цюрихе
Российские школьники выиграли три золотые и одну серебряную медаль на 55 Международной химической олимпиаде (IChO-2023). Золотых медалей удостоились 11-классники Никита Перов из Казани (он занял третье место в общем ранжированном списке) и Сергей Росляков из Москвы, а также 10-классник Вадим Харисов из Уфы. Серебряную медаль получил ученик 10-го класса Алексей Михеев из Алтайского края. Главным тренером сборной России был доктор физико-математических наук, профессор химического факультета МГУ Вадим Еремин, сообщает Министерство просвещения Российской Федерации. На Международной химической олимпиаде каждую страну может представлять четыре школьника или студента не старше 20 лет, то есть в этом году все участники от России заняли призовые места. А в прошлом году участники из России привезли домой четыре золотые медали.