Развитие дорожной сети Азии стало главной угрозой для тигров

Усиление дорожной инфраструктуры стало главной угрозой популяциям тигра: 24 тысячи километров дорог, построенных к 2050 году, снизят численность этих хищников на 20 процентов, а также повысят риски браконьерства и незаконной добычи природных ресурсов. Согласно статье, опубликованной в журнале Science Advances, наибольшую опасность представляет активно развивающийся проект Китая «Один пояс и один путь».

Все ныне живущие тигры (а их не более 6500 особей) относятся к одному виду Panthera tigris и шести его подвидам — амурскому, бенгальскому, индокитайскому, малайскому, суматранскому и китайскому. Эти хищники обитают в 13 азиатских странах, включая Бангладеш, Индию, Бутан, Камбоджу, Китай, Индонезию, Лаос, Малайзию, Мьянму, Непал, Тайланд, Вьетнам и Россию. Для сохранения вида важны 76 природных ландшафтов, площадь которых с 2006 года сократилась на 40 процентов. К сожалению, далеко не все эти ландшафты относятся к заповедным территориям: у Китая, Лаоса и Бангладеш заповедников для сохранения тигров нет в принципе.

Главной причиной утраты мест обитания стало активное дорожное строительство - оно способствует проникновению человека в труднодоступные места, которые при наличии дорог быстро заселяются. За этим следует незаконная добыча природных ресурсов, сбор урожая и браконьерство. Появление людей отпугивает парнокопытных, которые составляют основную кормовую базу тигров, а также приводит к смерти хищников от столкновений с транспортными средствами. Также зачастую дороги дробят и разграничивают элементы ландшафта, что изолирует популяции друг от друга и делает невозможным обмен генами. Всего вокруг тигриных резерваций уже построено 132 тысячи километров дорог, и к 2050 году к ним добавятся еще 24 тысячи.

Ученые под руководством Нила Картера (Neil Carter) из Университета Мичигана провели эколого-экономическую оценку проектов дорожного строительства в 76 ландшафтах, необходимых для сохранения тигра. Они собрали данные по ныне существующей и запланированной дорожной инфраструктуре и популяционным показателям тигра в охраняемых зонах, чтобы рассчитать три важнейших показателя: плотность дорог, расстояния от резерваций до ближайших дорог и обилие вида.

Авторы исследования пришли к выводу, что 57 процентов обитаний, важных для сохранения тигра, уже находятся в опасной близости к дорогам (расстояние до ближайшей дороги составляет менее пяти километров) и подвергаются антропогенному стрессу со стороны инфраструктуры. Будущее также дает поводы для опасения: реализация одной только китайской инициативы «Один пояс и один путь», в рамках которой планируется строительство автомобильных и железнодорожных путей огромной протяженности через десятки стран, может стать фатальной для популяций тигра.

Численность этих животных к 2050 году под влиянием дорожной сети может снизиться на 20 процентов, и это не считая угрозы браконьерства и уничтожения лесов, которые вырубаются под плантации пальмового масла: в одном только индийском заповеднике Бугит Типапулух ради этой цели было уничтожено 40 квадратных километров леса с 2000 по 2012 годы, а популяция тигров за это же время сократилась с 36 до 22 особей.

Несмотря на то, что в нашей стране в зоне обитания тигров на Дальнем Востоке не так много дорог и в будущем их масштабное строительство не планируется, тигры все равно чрезвычайно нуждаются в защите. На сайте Центра «Амурский тигр» Вы можете получить всю необходимую информацию о статусе этих животных в России, а также сделать пожертвование. Мы уже рассказывали о том, что специально для этого центра разработчики компании «Системы компьютерного зрения» в 2019 году научили нейронную сеть находить и различать полосатых хищников на снимках из фотоловушек.

В мире есть успешные примеры заботы о тиграх: так, в 2018 году власти Непала объявили, что с 2009 года популяция тигров в их стране увеличилась вдвое.

Марина Попова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Двум третям видов шмелей в Европе предрекли угрозу исчезновения через 40 лет

Это произойдет из-за утраты местообитаний, если не снизить антропогенное воздействие