Усиление дорожной инфраструктуры стало главной угрозой популяциям тигра: 24 тысячи километров дорог, построенных к 2050 году, снизят численность этих хищников на 20 процентов, а также повысят риски браконьерства и незаконной добычи природных ресурсов. Согласно статье, опубликованной в журнале Science Advances, наибольшую опасность представляет активно развивающийся проект Китая «Один пояс и один путь».
Все ныне живущие тигры (а их не более 6500 особей) относятся к одному виду Panthera tigris и шести его подвидам — амурскому, бенгальскому, индокитайскому, малайскому, суматранскому и китайскому. Эти хищники обитают в 13 азиатских странах, включая Бангладеш, Индию, Бутан, Камбоджу, Китай, Индонезию, Лаос, Малайзию, Мьянму, Непал, Тайланд, Вьетнам и Россию. Для сохранения вида важны 76 природных ландшафтов, площадь которых с 2006 года сократилась на 40 процентов. К сожалению, далеко не все эти ландшафты относятся к заповедным территориям: у Китая, Лаоса и Бангладеш заповедников для сохранения тигров нет в принципе.
Главной причиной утраты мест обитания стало активное дорожное строительство - оно способствует проникновению человека в труднодоступные места, которые при наличии дорог быстро заселяются. За этим следует незаконная добыча природных ресурсов, сбор урожая и браконьерство. Появление людей отпугивает парнокопытных, которые составляют основную кормовую базу тигров, а также приводит к смерти хищников от столкновений с транспортными средствами. Также зачастую дороги дробят и разграничивают элементы ландшафта, что изолирует популяции друг от друга и делает невозможным обмен генами. Всего вокруг тигриных резерваций уже построено 132 тысячи километров дорог, и к 2050 году к ним добавятся еще 24 тысячи.
Ученые под руководством Нила Картера (Neil Carter) из Университета Мичигана провели эколого-экономическую оценку проектов дорожного строительства в 76 ландшафтах, необходимых для сохранения тигра. Они собрали данные по ныне существующей и запланированной дорожной инфраструктуре и популяционным показателям тигра в охраняемых зонах, чтобы рассчитать три важнейших показателя: плотность дорог, расстояния от резерваций до ближайших дорог и обилие вида.
Авторы исследования пришли к выводу, что 57 процентов обитаний, важных для сохранения тигра, уже находятся в опасной близости к дорогам (расстояние до ближайшей дороги составляет менее пяти километров) и подвергаются антропогенному стрессу со стороны инфраструктуры. Будущее также дает поводы для опасения: реализация одной только китайской инициативы «Один пояс и один путь», в рамках которой планируется строительство автомобильных и железнодорожных путей огромной протяженности через десятки стран, может стать фатальной для популяций тигра.
Численность этих животных к 2050 году под влиянием дорожной сети может снизиться на 20 процентов, и это не считая угрозы браконьерства и уничтожения лесов, которые вырубаются под плантации пальмового масла: в одном только индийском заповеднике Бугит Типапулух ради этой цели было уничтожено 40 квадратных километров леса с 2000 по 2012 годы, а популяция тигров за это же время сократилась с 36 до 22 особей.
Несмотря на то, что в нашей стране в зоне обитания тигров на Дальнем Востоке не так много дорог и в будущем их масштабное строительство не планируется, тигры все равно чрезвычайно нуждаются в защите. На сайте Центра «Амурский тигр» Вы можете получить всю необходимую информацию о статусе этих животных в России, а также сделать пожертвование. Мы уже рассказывали о том, что специально для этого центра разработчики компании «Системы компьютерного зрения» в 2019 году научили нейронную сеть находить и различать полосатых хищников на снимках из фотоловушек.
В мире есть успешные примеры заботы о тиграх: так, в 2018 году власти Непала объявили, что с 2009 года популяция тигров в их стране увеличилась вдвое.
Марина Попова
Это произойдет из-за утраты местообитаний, если не снизить антропогенное воздействие
Если не ограничить антропогенные выбросы парниковых газов, то при текущих тенденциях землепользования и распределения населения в Европе к 2061–2080 годам 76 процентов видов шмелей лишится 30 процентов площади своих местообитаний. Это поставит их под угрозу вымирания. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале Nature. В мире более 90 процентов дикорастущих растений и более 75 процентов сельскохозяйственных культур опыляют насекомыми-опылителями. В последние десятилетия их популяциям угрожает потепление климата, загрязнение воздуха, некорректное применение пестицидов, неустойчивое землепользование и ряд других проблем, из-за которых их численность снижается во всем мире. В умеренных и высоких широтах северного полушария главными насекомыми-опылителями выступают шмели, организм которых адаптирован к холодным условиям. Согласно некоторым национальным отчетам (например, бельгийскому и нидерландскому), в Европе уже наблюдается локальное вымирание до четверти видов шмелей. Ученые под руководством Гийома Гисбена (Guillaume Ghisbain) из Брюссельского свободного университета смоделировали, как изменится численность шмелей разных видов в Европе в течение XXI века, используя наборы данных о климате, землепользовании и населении из проекта ISIMIP2b и обучая модели экологических ниш на данных о присутствии и численности шмелей с географической привязкой. Они использовали три сценария социоэкономического развития (SSP 1-2.6; SSP 3-6.0 и SSP 5-8.5), предполагающие низкие, умеренные или высокие антропогенные выбросы парниковых газов соответственно. Авторы исследования пришли к выводу, что даже при существенном ограничении антропогенных выбросов парниковых газов к 2061–2080 годам 32 процента видов шмелей, внесенных МСОП в список «вызывающих наименьшее опасение», потеряют не менее 30 процентов площадей пригодных для их жизни местообитаний. Если же не ограничить эти выбросы, то с потерей почти трети местообитаний столкнется уже 76 процентов видов европейских шмелей. Таким образом, эти виды шмелей окажутся в категории «находящиеся под угрозой исчезновения». Сильнее всего пострадают местообитания шмелей в Бельгии, Германии, северной Франции и Нидерландах, но в целом вся территория Европы ниже 60 градуса северной широты рискует стать малопригодной для обитания шмелей. Рефугиумом для некоторых видов шмелей может стать Фенноскандия, если на ее территории не усилится действие каких-либо неучтенных антропогенных факторов. Подробнее о причинах и последствиях кризиса насекомых-опылителей в биосфере можно прочитать в нашем материале «Проблема жъжъь».