Компания Sony Interactive Entertainment подала патентную заявку на персонажа, который вместе с пользователем играет в игры или смотрит фильмы. Он может реагировать на эмоции пользователя, поздравляя его с победами или поддерживая при неудачах в игре. При этом авторы допускают, что персонажа можно воплотить как в виртуальном виде, так и в виде реального робота.
У популярности многопользовательских игр есть несколько причин. Долгое время одна из них заключалась в том, что компьютерные соперники не настолько сильны, как соперники-люди, но со временем эта разница стирается. Однако главная составляющая желания играть вместе с другими людьми или против них заключается в социальном взаимодействии. Исследования показывают, что возможность общаться с другими игроками во время игры повышает удовольствие от нее. Особенно повышает вовлеченность в игру непосредственное присутствие рядом напарника или соперника, но по разным причинам это не всегда возможно.
В целом идею использовать робота-компаньона, который мог бы играть вместе с пользователем, нельзя назвать новой. Например, такого робота производила Nintendo еще в 1980 годах: он держал в руке геймпад и через почти незаметные вспышки на экране получал команды от приставки. Отчасти похожим образом действовал другой японский робот, созданный в 2015 году. Но эти разработки в основном были нацелены на саму совместную игру.
Исследователи из Sony предложили использовать подобных компьютерных напарников прежде всего для эмоциональной поддержки пользователя. Авторы патентной заявки предполагают, что робот сможет понимать чувства пользователя во время игры или просмотра контента, и реагировать на них, выражая свои позитивные или негативные эмоции словами или движениями тела. Исследователи предполагают, что это усилит связь между человеком и персонажем, а также повысит мотивацию и удовольствие пользователя во время игры. Персонаж может не только наблюдать за игрой, но и участвовать в ней в качестве напарника или оппонента.
Авторы описывают разные воплощения персонажа. Он может быть выполнен в виде робота, похожего на людей или животных. В таком случае он сможет сидеть рядом с пользователем, причем он либо будет перемещаться самостоятельно, либо с помощью человека. Персонаж может быть и виртуальным, если пользователь использует шлем виртуальной реальности.
Исследователи не первый раз отмечают, что даже простое присутствие робота рядом может положительно влиять на человека. Например, в недавнем исследовании американские ученые выяснили, что выражающие свои эмоции роботы улучшают взаимодействие в группах людей.
Григорий Копиев
Сможете ли вы создать ответственный ИИ?
Он трудится на производстве, водит такси, днем и ночью работает в службе поддержки, никогда не устает, а еще может прочитать сказку ребенку и напомнить купить молока. Искусственный интеллект призван выручать нас в любой ситуации. Однако к его созданию нужно подходить ответственно, а применять с умом. В прошлом году был разработан Кодекс этики в сфере ИИ, чьи рекомендации помогут избежать ошибок, — документ уже приняли крупнейшие российские технологические компании. Представьте, что вы разработчик, и попробуйте верно ответить на вопросы о нормах этики искусственного интеллекта, которые важно соблюсти.