Багажник на несколько дней задержал колонизацию трупа мясными мухами

Пребывание тела в багажнике сначала замедляет доступ мясных мух к нему, а потом ускоряет колонизацию ими, поскольку температура в автомобиле выше температуры окружающей среды. Эти сведения получили канадские ученые на «ферме трупов» в одном из местных лесов и опубликовали их в PLoS ONE. Информация поможет криминалистам точнее устанавливать дату смерти жертв, которые после гибели оказались в соответствующих условиях.

Криминалисты определяют время с момента гибели человека по различным данным. Особенно важны насекомые: они появляются на трупе в определенном порядке, для ряда условий известно, через сколько часов или дней после смерти их можно ожидать. Такие сведения получают на «фермах трупов» — специальных участках, где в различные условия помещают останки людей или животных, часы гибели которых точно установлены.

Первыми на останки обычно прилетают мясные мухи Calliphora latifrons и Calliphora vomitoria — иногда спустя минуты после смерти. Однако они должны еще обнаружить труп. Если его где-то закрыть, то и насекомые появятся позже. Из-за этого оценка времени гибели, а следовательно, и даты преступления может оказаться ошибочной. Для ряда условий известно, какую поправку стоит делать на временную недоступность тела для мух, но при этом достаточно частую ситуацию — тело в багажнике — в этом плане не исследовали.

Пробел решили заполнить Стейси Мелейни (Stacey L. Malainey) и Гейл Андерсон (Gail Anderson) из Университета Саймона Фрейзера (Канада). В качестве имитации человеческих трупов они использовали шесть тел домашних свиней. Три они закрыли в багажниках автомобилей в одном из лесов Британской Колумбии в 45 километрах от Ванкувера. Две машины стояли в тени, одна не была защищена от солнца. Еще три трупа поместили на землю в клетках, не препятствующих доступу насекомых, но защищающих от медведей и енотов. Все животные имели близкую массу (25–32 килограмма) и были одинаково одеты — в человеческие рубашки, трусы и брюки.

Температуру в машинах измеряли каждый час автоматические термометры, установленные в багажнике и в салоне. Однако в процессе наблюдения все приборы в багажниках вышли из строя. Такие же термометры лежали и в клетках. Исследователи два раза в неделю фиксировали состояние каждого тела: степень разложения, наличие тех или иных насекомых, их возраст (взрослая особь, куколка или личинка, если личинка, то на какой стадии).

Первые три дня разложение тел в багажниках шло медленнее, чем на открытой местности, и личинки мух рода Calliphora в машинах не обнаружили. Личинки других мясных мух, Protophormia terraenovae, появились там позже, чем в клетках. Однако уже к концу первой недели трупы в автомобилях находились на более поздних стадиях разложения, чем тела в клетках. Скорее всего, этому способствовала повышенная температура в автомобилях: она ускоряла развитие личинок Protophormia, но мешала Calliphora (эти насекомые предпочитают более прохладные места). Хотя из-за поломки точные показания термометров для багажников оказались недоступны, в салонах машин было на 10–20 градусов теплее, чем снаружи, и в других частях машин, скорее всего, тоже.

Тело в одной из машин насекомые стали заселять практически сразу, но их численность была существенно ниже, чем в остальных случаях. Вероятная причина обнаружилась позже. Оказалось, что в этом автомобиле между салоном и багажником был установлен металлический противопожарный экран. Он мог сдерживать запахи, по которым мухи обнаруживают разлагающиеся останки. В двух оставшихся машинах насекомых было существенно больше, чем на телах в клетках. Возможно, высокая температура в багажниках усиливала распространение запахов, которые привлекают мух. Интересно, что в домах, напротив, тела колонизирует меньше насекомых, чем если трупы находятся вне зданий.

Получается, что при определении даты смерти жертвы, найденной в автомобиле, нужно сравнивать данные о том, какие насекомые присутствуют на теле, с информацией о температуре в машине. Если она недоступна, можно попробовать экстраполировать сведения от ближайших метеорологических станций. В противном случае энтомологическая экспертиза может ошибиться на несколько дней как в большую, так и в меньшую сторону — в зависимости от того, когда нашли труп.

Криминалистика тесно связана с биологией и химией, и новые методы этих наук помогают раскрывать преступления. Так, по концентрации определенных веществ в крови с недавнего времени можно определять время смерти человека, по белкам в составе волоса — устанавливать его личность, а по совокупности бактерий на смартфоне или подошве ботинок — быть может, отслеживать перемещения индивида.