Люди современного типа из южноафриканской пещеры Дипклоф с большой аккуратностью снимали шкуры с тех видов кошачьих, охота на которых была особенно трудным и рискованным занятием, сообщается в Scientific Reports. По мнению исследователей, это говорит о символическом поведении Homo sapiens: быть может, они считали, что мех опасных кошек придает тому, кто его носит, силу, ловкость и смелость.
Люди современного типа (они относились к тому же виду, что и мы) часто взаимодействовали с дикими кошачьими, о чем говорят наскальные рисунки — например, изображения львов во французской пещере Шове. Вероятно, сапиенсы охотились на различных кошек, чтобы использовать различные части их тела в качестве украшения. В клыках рысей проделывали отверстия, чтобы носить их на веревке, а следы на костях лап пещерных львов говорят о том, что с этих животных снимали шкуры. Но большинство находок европейские, а в на африканском палеоантропологическом материале вопросы использования кошачьих людьми мало исследовали с точки зрения символического поведения человека.
Теперь американские, европейские и южноафриканские палеонтологи во главе с Джоном Паркингтоном (John Parkington) из Кейптаунского университета изучили состояние останков кошачьих из пещеры Дипклоф на западе ЮАР, где уже находили примеры символизма древних людей — страусиные яйца, на которых вырезаны различные орнаменты. Исследователи определили видовую принадлежность костей хищников и обратили внимание на следы на них.
Всего в пещере Дипклоф обнаружили 61 фрагмент скелетов кошачьих в слоях возрастом 70–100 тысяч лет. В основном это были фаланги пальцев, кости плюсны и пясти и нижние челюсти. Ученые выяснили, что эти останки принадлежат минимум 18 разным особям, которые относятся к одному из четырех видов: лесной кот (Felis sylvestris), сервал (Leptailurus serval) или каракал (Caracal caracal; фрагменты скелетов двух этих видов надежно не различили) и леопард (Panthera pardus). Интересно, что сервалы и каракалы редко заходят в пещеры, а значит, в Дипклоф их, скорее всего, доставили люди.
44 кости несли на себе свидетельства обработки человеком, некоторые — сразу нескольких типов. Часть поменяла цвет так, будто они лежали в горящем костре, на каких-то нашлись следы переломов, случившихся сразу после смерти животного, а на 16 костях плюсны и предплюсны и фалангах пальцев были видны мелкие насечки. Судя по расположению, их делали каким-то острым предметом, когда снимали шкуры с животных. Насечек не было на челюстях, и это соответствует тому, как обычно освежевывают туши.
Авторы отмечают, что если бы люди использовали мясо кошачьих, а шкуры выбрасывали, тогда среди останков животных было бы больше элементов черепа, а челюсти тоже несли бы на себе следы порезов, но это не так. Значит, жители пещеры как-то применяли мех леопардов и прочих кошек. Однако при снятии шкур пальцы часто не трогают, а режут кожу только до лучезапястного и голеностопного суставов. Отсюда палеонтологи предположили, что древние люди освежевывали кошачьих очень тщательно.
Учитывая, как много останков каракалов, сервалов, леопардов и лесных котов по сравнению с другими млекопитающими отыскалось на сравнительно небольшой площади в Дипклофе, Паркингтон и коллеги решили, что поимка этих животных и снятие с них шкур имели большое значение для древних людей, которые жили в этой пещере. Они обратили внимание на то, что все представленные виды — это ночные хищники-одиночки, которых человеку сложно выследить и добыть. Леопард, особенно если он попал в ловушку, способен сильно покалечить или даже убить. Другие представленные в Дипклофе кошачьи мельче, но и они могут нести угрозу. Вероятно, добыть такое животное считалось большим мастерством и честью.
По мнению авторов, древние жители Дипклофа могли использовать шкуры леопардов, каракалов и прочих кошек в символическом смысле: наделять того, кто их носит, качествами, присущими соответствующему животному. Подобное часто описывается в фольклоре (например, известного правителя зулусов короля Чаку до сих пор награждают «звериными» эпитетами). Принимая во внимание, что страусиные яйца с узорами из Дипклофа имеют приблизительно тот же возраст, что и шкуры кошачьих, такая трактовка становится весьма вероятной.
А вот одежда гораздо более «молодого» и очень известного доисторического человека Этци (его мумию возрастом более 5000 лет нашли в Альпах на границе Австрии и Италии) вряд ли несла символический подтекст. Она была сделана из шкур домашних животных: овец, коров и коз. Предполагается, что Этци был горным пастухом, так что подобных материалов у него под рукой наверняка было в избытке.
Светлана Ястребова
К этой кладе относятся почти 70 процентов пресноводных рыб, включая карпообразных и сомообразных
Палеонтологи описали неизвестный ранее вид ископаемых рыб, который жил на территории современной Канады около 67 миллионов лет назад. Он получил название Acronichthys maccagnoi. Поскольку A. maccagnoi обладал сложным веберовым аппаратом (аналогом среднего уха), его отнесли к кладе Otophysi из надотряда костнопузырных, в которую входят почти 70 процентов видов пресноводных рыб, включая карпообразных и сомообразных. Включив новый вид в родословную Otophysi, ученые пришли к выводу, что последний общий предок этой группы жил около 154 миллионов лет назад и был морским. А его потомки по меньшей мере дважды независимо заселяли пресные водоемы. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Science.