Среди позвоночных не нашлось более или менее опасных переносчиков вирусов

Вероятность заразиться каким-либо вирусом от конкретного млекопитающего или птицы не зависит от экологических особенностей и систематического положения животного, сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences. По мнению авторов статьи, число различных вирусов, поражающих группу позвоночных, а вместе с ней и человека, зависит от того, сколько в этой группе видов, а не от того, насколько близкими родственниками они приходятся человеку или какой образ жизни они ведут.

Вирусы животных могут заражать людей и вызывать у них зооантропонозы. Часто можно слышать, что основные разносчики болезней такого рода — грызуны и рукокрылые, что они служат природным резервуаром той или иной инфекции. Аргументируют это тем, что ряд грызунов обитает вблизи жилищ человека и пользуется его ресурсами, а иммунная система летучих мышей работает так, что способствует заражению рукокрылых вирусами, которые подойдут и человеку (и часто эти вирусы в организме рукокрылых никак себя не проявляют).

Однако существует и альтернативная гипотеза, которая гласит, что представителей каждого вида поражает более-менее одинаковое число вирусов, и вероятность перехода различных вирусов к человеку примерно одна и та же. Она объясняет, почему грызуны чаще имеют опасные для людей вирусы, чем, скажем, непарнокопытные: грызунов более 2000 видов, а непарнокопытных — всего около 20. Если эта гипотеза верна, то не нужно выявлять природные резервуары зооантропонозов, а стоит исследовать вирусы самых разных групп животных.

Сотрудники Университета Глазго Нардус Молленццеа (Nardus Mollentzea) и Даниель Стрейкер (Daniel G. Streicker) проверили указанное предположение, собрав данные по 415 видам ДНК- и РНК-вирусов восьми отрядов млекопитающих и трех отрядов птиц. Исследователи определили, какие из этих вирусов могут передаваться человеку, учли степень родства животных с человеком, филогенетические отношения между вирусами и количество публикаций о каждом зооантропонозе. Далее они применили логистическую регрессию, чтобы установить, какие факторы влияют на вероятность заражения человека вирусом от конкретного позвоночного.

Оказалось, что больше всего вирусов человеку могут передать представители тех отрядов, в которых больше всего видов. У птиц и млекопитающих практически одинаковая доля вирусов может вызывать зооантропонозы — 30 и 28,8 процентов соответственно. Связь с систематическим положением нашлась для приматов: их вирусы чаще остальных передаются человеку. Но в остальных случаях частота инфицирования людей скорее объяснялась таксономией вируса, а не несущего его животного.

Так, у рукокрылых нашли много вирусов, способных вызвать зооантропонозы, но немалая их доля относилась к роду Lyssavirus. Лиссавирусы поражают и представителей отряда хищные, и их вирусы тоже передаются человеку. То есть в данном случае высокая способность инфицировать людей — это скорее свойство таксономической группы вирусов и с систематическим положением млекопитающего она вряд ли связана. То же касается и пикорнавирусов, которые есть и у грызунов, и у китопарнокопытных, и у приматов.

Такие результаты объясняют, почему в местностях, где видовое разнообразие выше, увеличен и риск зооантропонозных заболеваний: чем больше разных видов животных, тем больше разных вирусов от них можно получить. Авторы предлагают изменить подход к изучению вирусных инфекций, которые передаются от животных — обратить повышенное внимание на те группы позвоночных, где больше всего видов, а не отталкиваться от понятия природных резервуаров зооантропонозов.

Хотя работа предполагает, что можно практически учитывать экологию животных-переносчиков вирусов, на самом деле ряд экологических аспектов в ней не рассмотрен — и авторы это признают. В частности, они не учитывали скорости размножения различных зверей и птиц, численность их популяций размеры и географическое положение ареалов. Все это в теории может влиять на частоту и скорость передачи вирусов от животных человеку.

Недавно другая группа ученых пришла к выводу, что на вероятность заражений человека вирусами от млекопитающих влияет главным образом частота контактов с представителями конкретного вида. Больше всего вирусов, которыми могут заразиться люди, нашли у сельскохозяйственных животных и у тех, на кого человек чаще всего охотится.

Флоатинг улучшил восприятие собственного тела у людей с анорексией