Число случаев открытой язвы желудка, вызванной паразитическими червями рода Anisakis, у нескольких видов дельфинов вблизи атлантического побережья Испании, в 2017–2018 годах заметно выросло по сравнению с 1991–1996 годами, сообщается в Journal of Helminthology. Вероятно, увеличилась численность этих червей, но также не исключено, что общее ухудшение условий обитания сделало китообразных более уязвимыми.
Круглые черви рода Anisakis и близкородственные им виды паразитируют на морских животных. Их личинки линяют в различных рыбах, а также кальмарах и других беспозвоночных. Их поедают китообразные, и в их желудках анизакисы продолжают линять: с личиночной стадии L3 они переходят на L4 (последнюю ювенильную стадию), а затем становятся половозрелыми и размножаются. Черви прикрепляются к стенкам желудка, из-за чего часто образуются язвы и формируется гранулематозная ткань. В ряде случаев возможен перитонит и гибель животного-хозяина.
Анизакисы поражают и человека. Попадая в пищеварительную систему, их личинки могут вызвать аллергические реакции, даже будучи мертвыми. Живые черви способны проделывать отверстия в стенках желудочно-кишечного тракта и мигрировать в брюшную полость, что приводит к серьезным негативным последствиям для здоровья. Поэтому стоит подробнее изучить распространение анизакисов среди морских животных, чтобы понимать, какие риски оно несет для людей.
Исследователи из нескольких испанских исследовательских учреждений во главе с Клаудией Понс Бордас (Claudia Pons Bordas) из Университета Валенсии оценили распространение язвы желудка, причиной которой стали черви рода Anisakis, у китообразных, которые выбросились на берег в автономного сообщества Галисия с 2017 по 2018 годы. Полученные данные они сравнили с результатами более раннего исследования, в котором их коллеги собрали сходную информацию за 1991–1996 годы.
Ученые проверили состояние желудков 59 китообразных таких видов: афалина (Tursiops truncatus, 7 особей), дельфин-белобочка (Delphinus delphis, 43 особи), полосатый дельфин (Stenella coeruleoalba, 5 особей), морская свинья (Phocoena phocoena meridionalis, 3 особи), обыкновенная гринда (Globicephala melas, 1 особь). Они классифицировали язвенные поражения стенок желудков, посчитали их среднее число на одно животное и определили, черви каких видов присутствовали в каждой особи и какого возраста они были.
Язвенные поражения наблюдались только в преджелудке дельфинов. У единственной гринды анизакисов не обнаружили. У 86 процентов дельфинов-белобочек, напротив, нашлись язвы, вызванные присутствием паразитических червей (Anisakis pegreffi и A. simplex sensu stricto), у 74,4 процентов — открытые. В 1991–1996 годах доля белобочек с открытыми язвами желудка не превышала 20 процентов. На одного дельфина в 2017–2018 приходилось в среднем 2 язвенных поражения любого вида и 1,1 — открытых. Для полосатых дельфинов аналогичные показатели составили 1,0 и 0,8 соответственно.
По имеющимся данным нельзя однозначно утверждать, что увеличение числа язвенных поражений дельфинов вызвано только лишь ростом численности анизакисов. Есть и другие вероятные причины. Возможно, белобочки и полосатые дельфины особенно восприимчивы к изменениям в их местообитаниях и поэтому теперь хуже противостоят паразитическим червям. Также есть данные о том, что у побережья Галисии A. simplex sensu stricto чаще поражает донных рыб, а белобочка и полосатый дельфин как раз предпочитают питаться донными организмами. Наконец, есть вероятность, что китообразные стали чаще заражаться анизакисами потому, что едят потроха, выброшенные с рыболовных судов, а в Галисии потрошить рыбу сразу после вылова в последние годы стали чаще.
Недавно исследователи из Вашингтонского университета сообщили, что с 1978 по 2015 годы количество анизакисов в рыбе и морепродуктах увеличилось в 283 раза. Авторы не видят в этом угрозы здоровью человека, но считают, что такое повышение численности червей каким-то образом сыграло на руку морским млекопитающим.
Светлана Ястребова
Они черпали воду палочками и мхом
Ученые из Дании, Канады и США обнаружили, что дикие молодые шимпанзе способны изобретать новые способы использования предметов во время обучения. Хотя большинство инноваций были непрактичными, иногда юным особям удавалось найти предметам эффективное применение, до которого не додумались взрослые. Более склонными к инновациям были отдельные особи, которые также были более увлеченными исследователями. Результаты опубликованы в Scientific Reports.