Американские ученые выяснили, что стремление к финансовому успеху как способу показать свою значимость связано с чувством одиночества — причем связь эта регулируется отсутствием ощущения независимости. Люди, которые основывают чувство собственного достоинства на том, сколько они зарабатывают, чувствуют себя менее независимыми и ощущают постоянное давление, что приводит к тому, что они меньше общаются с другими и чувствуют себя более одинокими, пишут ученые в Personality and Social Psychology Bulletin.
Чувство собственного достоинства — то есть субъективная оценка человеком его значимости в мире — может определяться самыми разными факторами: академическими достижениями, популярностью, соответствием собственным моральным устоям, а также независимостью — в том числе и финансовой. При этом какой-то из факторов для чувства собственной значимости все равно будет определяющим: другими словами, человек, который считает, что его успех в жизни и удовлетворение ей в первую очередь зависит от того, сколько у него денег, будет зафиксирован именно на их зарабатывании.
Как и любая фиксация, сосредоточение собственного чувства значимости вокруг финансового успеха может иметь ряд негативных последствий. Причина у этого достаточно простая: для того, чтобы много зарабатывать, нужно много и хорошо работать — и это забирает много времени и сил. Их, в свою очередь, может не хватать на другие важные вещи, в частности, на общение с близкими людьми — так может появиться чувство одиночества.
Разумеется, это только теория — пусть и довольно логичная — и связь между зарабатыванием денег и чувством одиночества необходимо проверить эмпирически. Это решили сделать психологи под руководством Деборы Вард (Deborah Ward) из Университета штата Нью-Йорк в Буффало. В их первом исследовании приняли участие 345 человек: им нужно было заполнить онлайн-опрос. В него были включены утверждения на разные темы: собственная зависимость от финансового успеха («Моя самооценка зависит от того, сколько денег я зарабатываю»), ощущение временного давления («Мне кажется, в сутках недостаточно часов»), оценка собственной независимости («Я чувствую, что нахожусь под давлением других») и удовлетворенность социальными связями («Я не чувствую какой-то связи с большинством людей»). Кроме того, участники также предоставили информацию о том, сколько времени за прошедшую неделю они провели, общаясь с коллегами, родственниками и друзьями, и о том, как часто они чувствуют себя одинокими.
Как и ожидалось, концентрация на финансовом успехе в действительности была связана с меньшей удовлетворенностью социальными связями и бóльшим чувством одиночества. Тем не менее, связь не была прямой: те участники, которые фиксировались на заработке, значительно больше (p < 0,001) были подвержены временному давлению, что и приводило к социальной неудовлетворенности — даже несмотря на то, что связи между ощущением нехватки времени и тем, сколько времени участники проводили с близкими, обнаружить не удалось (p = 0,41).
В свою очередь, модель корреляции, основанная на личной независимости (а не временном давлении) как основном регулирующем параметре, указывает на то, что стремление к выражению себя через финансовый успех также может ограничить и связи с другими людьми, и нивелировать удовлетворение ими как раз через сопутствующее ощущение независимости. Эту модель ученые воспроизвели во втором исследовании — в нем приняли участие уже 940 человек — в котором использовались те же самые опросы.
Чтобы подкрепить полученные результаты и оценить их экологическую валидность, в третьем исследовании ученые проводили тот же самый опрос на другой выборке участников (246 человек) ежедневно в течение двух недель: так им удалось сравнить не только различия между участниками, но и вариативность в пределах ответов каждого из них с течением времени. Полученные результаты также значимо коррелировали (p < 0,001) с оцененной до этого моделью.
Разобрав полученную модель, ученые пришли к выводу, что стремление к финансовому успеху и выражению себя через него тесно связано с отсутствием ощущения собственной независимости, то есть с чувством постоянно оказываемого давления. Это довольно логично: стремление зарабатывать больше денег (по крайней мере, в молодом возрасте) во многом появляется из-за желания стать независимыми от родителей (не только финансово, но и эмоционально), и неспособность исполнить его заставляет фиксироваться на деньгах еще больше. Отсутствие ощущения независимости, в свою очередь, может приводить к тому, что его пытаются добиться измором — ограничивая связи с другими людьми. Это, в свою очередь, приводит к неудовлетворенности в общении с близкими и, как следствие, к чувству одиночества.
Многие одинокие люди всячески стремятся избавиться от своего состояния — найти тех людей, общением с которыми они будут полностью удовлетворены. Сделать это, однако, может быть не так просто — во многом потому, что чувство одиночества, как показали американские ученые два года назад, заставляет человека расширять границы личного пространства и не пускать других на достаточно близкое к себе расстояние.
Елизавета Ивтушок
Чтобы избежать неопределенности
Австралийские исследователи выяснили, что люди готовы терпеть непродолжительные болезненные горячие прикосновения к руке, чтобы узнать, сколько денег они выиграют, несмотря на то, что на выигрыш это не влияло. Они пришли к выводу, что дискомфорт от неопределенности иногда сильнее дискомфорта от физической боли. Исследование опубликовано в Proceedings of The Royal Society B. Иногда люди ищут информацию, потому что она принесет им пользу, и, например, поможет принять решение. Но порой информация не дает ничего, кроме самой себя, однако люди по-прежнему хотят ей обладать, испытывают удовольствие от узнавания нового и даже готовы чем-то жертвовать ради этого. Стефан Бодэ (Stefan Bode) из Мельбурнского университета изучает ценность информации и выясняет, на что люди готовы ради нее (даже если пользы она не несет). В нескольких его исследованиях [1, 2, 3] люди были готовы потерять часть денег, чтобы узнать сумму вознаграждения, которое им достанется. В другом за ту же информацию участники соглашались на физический труд. Причина, по мнению исследователей, в том, что информация удовлетворяет любопытство, снижает тревогу и неопределенность, даже если ее нельзя применить. Теперь Бодэ и его коллеги проверили, готовы ли люди терпеть боль, желая получить информацию, которая ничего им не даст. В эксперименте 40 участников (28 женщин и 12 мужчин) смотрели, как подбрасывается виртуальная монета. За это участникам обещали 15 австралийских долларов, и еще до 10 долларов они могли получить в зависимости от того, что выпадет: каждая сторона монеты соответствовала какому-то количеству баллов, которые затем конвертировались в деньги. В конце участники в любом случае получали по 25 долларов, что соответствовал ожиданиям или превышало их. Испытуемым предлагали испытать болезненный стимул — слабый, умеренный или сильный, — чтобы перед броском узнать, сколько баллов соответствует каждой стороне монеты — синей и красной. Результат от этого никак не зависел, и вознаграждение они получали в любом случае, то есть информация была бесполезной. Если участник не соглашался на боль, то он видел баллы, соответствующие каждой стороне, но изображение было черно-белым. После подбрасывания участники видели, что выпало, но не знали, сколько баллов заработали. Чтобы сделать участнику больно, ученые крепили к его руке датчик, который имитировал прикосновение к руке чем-то горячим. Температура начиналась от 35 градусов Цельсия и затем повышалась на один градус. Каждый участник оценивал болевой стимул по шкале от 0 до 20. Слабую боль вызывала температура 38,3 градуса, среднюю — 42. Ученые были готовы нагреть прибор до 50 градусов (это максимальная переносимая температура), но все участники останавливались раньше, говоря о сильном уровне боли в среднем при 45,8 градусах. Стимуляция длилась 5 секунд — сначала нарастала с 32 градусов до целевой температуры, а затем снова снижалась до 32. Риска обжечь кожу не было. Участники выполнили 6 блоков из 16 испытаний. Почти в 75 процентов случаев испытуемые соглашались потерпеть слабый болевой стимул, чтобы узнать результат подбрасывания. Самую сильную боль участники соглашались терпеть лишь в половине случаев. Чем больше было вероятное вознаграждение, тем сильнее люди хотели узнать, что выпало, независимо от уровня боли. Выходит, потребность в информации так сильна, что людям легко потерпеть боль, чтобы эту информацию получить. Авторы предположили, что основная цель в такой ситуации — немедленное снижение неопределенности. Кроме того, нейронные сети, участвующие в переживании и модуляции боли частично перекрываются с сетями, обрабатывающими информацию о вознаграждении. Например, вентральная часть полосатого тела (стриатума), которое задействовано в субъективном восприятии боли, одновременно — ключевая область системы вознаграждения. И, возможно, в том числе из-за этого боль довольно легко «обменять» на радость от получения искомой информации. По крайней мере пока боль не слишком сильная. Макаки-резус (Macaca mulatta) тоже готовы расстаться с частью вознаграждения, чтобы снизить неопределенность и узнать, что они получат в итоге. А склонность к риску у некоторых нечеловеческих приматов ниже, чем у маленьких детей. Возможно, дело в разном отношении к неопределенности: когда нужно выбрать между знакомым и неизвестным, дети выбирают неизвестное, чтобы неопределенность снизить, а обезьяны — знакомое, чтобы с ней не сталкиваться.