Ученые показали, что процесс образования автомобильных пробок в городах можно описать с помощью SIR-модели, которая предсказывает распространение инфекционных заболеваний. Симуляция движения автомобилей в Мельбурне и пяти других городах с помощью новой модели показала хорошее совпадение с реальными данными, пишут ученые в Nature Communications.
Хотя дорожные пробки влияют на жизнь почти каждого жителя города, у ученых нет универсальной модели, которая бы предсказывала образование и исчезновение автомобильных заторов. Многие современные подходы описания городского автомобильного движения основаны на микроскопических моделях, которые требуют больших вычислительных мощностей и сложной калибровки. Кроме того, в бедных городах из-за недостаточного количества регистрирующих устройств невозможно получить достаточный объем данных для задания начальных условий модели. Другие (макроскопические) модели, как правило, реализуются с помощью нейросетей, и часто не могут дать детальной количественной информации о дорожном заторе в конкретном месте.
Команда ученых под руководством Миада Сабери (Meead Saberi) из Университета Нового Южного Уэльса почерпнула вдохновение для создания новой модели автомобильного движения в довольно неожиданном месте — внимание исследователей привлекла эпидемиологическая SIR-модель (от английских слов Susceptible — Infected — Recovered), которая сегодня постоянно используется для моделирования эпидемий гриппа и других заболеваний в больших городах. Свою популярность SIR-модель получила за простоту в построении и использовании. Она состоит из трех дифференциальных или разностных уравнений, которые описывают динамику изменения числа заболевших, выздоровевших и восприимчивых к болезни (тех, кто может заразиться). Число заболевших увеличивается, уменьшая число восприимчивых к болезни. А затем заболевшие выздоравливают — число заболевших уменьшается, увеличивая число выздоровевших.
Если заменить количество заболевших людей на число автомобилей стоящих в пробке, а здоровых и выздоровевших — на приезжающих к затору и покидающих его, и потом немного доработать систему уравнений — получится простая модель, описывающая загруженность дорог города. Ученые протестировали свою модель на семи городах, чтобы доказать свое предположение: увеличение и снижение загруженности автомобильных дорог городов носит «инфекционный» характер. Для этого они взяли информацию Google-карт о трафике шести крупных городов (Парижа, Лондона, Мельбурна, Сиднея, Чикаго и Монреаля) и сравнили предсказания своей модели о доле загруженных транспортных узлов в общем их числе в дорожной сети с реальными данными. Более детальное сравнение предсказаний своей модели ученые произвели с расширенными данными о загруженности дорог Мельбурна. Несмотря на различие всех исследуемых мегаполисов, ученые увидели схожую «инфекционную» динамику образования и рассасывания пробок.
Несмотря на хорошее совпадение с экспериментальными данными, модель имеет серьезный недостаток — она не учитывает, что автомобилист, отстоявший в пробке может попасть в нее снова, так как SIR-модель не предполагает, что выздоровевший человек заразится снова. Поэтому модель хороша лишь в том случае, когда один автомобилист оказывается только в одной пробке за период, на который рассчитано предсказание модели. Ученые считают, что их модель может помочь следить за трафиком и предсказывать перегрузку дорожных сетей заранее.
Более подробно о SIR-модели и о математике эпидемий вообще вы можете узнать в материале «Зараза, гостья наша».
Олег Макаров
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.