Запах сырой земли оказался приглашением к трапезе для коллембол

Ученым удалось определить биологическую роль геосмина — летучего соединения, которое отвечает за запах сырой земли. Оказалось, что стрептомицеты (род бактерий-актиномицетов, обладающих мицелием) выделяют его ради привлечения коллембол: эти членистоногие питаются стрептомицетами и распространяют их споры, перемещаясь в почве. Такое взаимодействие способствует формированию микробных сообществ в почве. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Microbiology.

Еще в 1964 году при изучении петрикора (характерного запаха земли после дождя) был открыт геосмин — органическое вещество, которое вносит наибольший вклад в его формирование. Практически сразу выяснилось, что его выделяют почвенные стрептомицеты, но зачем — никто не знал.

Международная группа ученых во главе с Полом Бехером (Paul Becher) из Шведского сельскохозяйственного университета решила выяснить биологическую роль геосмина. Они предположили, что он может привлекать почвенных членистоногих.

Для проверки этой гипотезы ученые заложили в тропической оранжерее сеть почвенных «ловушек», обжитых колониями вида стрептомицетов Streptomyces coelicolor, и сравнивали их посещение различными группами членистоногих с их попаданием в контрольные ловушки. Обнаружилось, что для коллембол (в частности, Folsomia candida) ловушки со стрептомицетами оказались значительно более привлекательными, чем контрольные (P < 0.001). Для насекомых и паукообразных таких тенденций не наблюдалось.

Ученые смогли доказать, что геосмин привлекает коллембол. Польза такого аттрактанта для коллембол очевидна — благодаря его запаху они с легкостью находят колонии стрептомицетов, которыми питаются, причем употребление этой пищи положительно влияет на их линьку и яйцекладку. Далее предстояло выяснить, в чем же заключается выгода для стрептомицетов.

Выяснилось, что коллемболы могут переносить стрептомицеты на поверхности тела, а также распространять их жизнеспособные споры при дефекации, тем самым помогая стрептомицетам завершить жизненный цикл. Ученым удалось вырастить на агаровой среде колонии Streptomyces coelicolor из спор, выделенных из фекальных шариков Folsomia candida, что подтвердило, что они минуют кишечный тракт животного невредимыми. Для Streptomyces coelicolor это важнейший фактор распространения в среде и образования новых колоний, так как почва представляет собой неоднородную и оструктуренную среду, препятствующую рассеиванию спор водой и ветром.

Ранее мы писали, что химики раскрыли секрет отвратительного запаха дуриана, а также рассказывали о запахе человеческого тела.

Экстремальные климатические события в сочетании с ковидом утроили потери потребления в Китае