Скрипт, управляющий зарядом аккумуляторов прототипа перспективного одноместного электрического конвертоплана Heaviside, разработкой которого занимается американская компания Kitty Hawk, стал причиной жесткой посадки аппарата во время летных испытаний в октябре прошлого года. К такому выводу, как пишет eVTOL, пришли специалисты Национального комитета безопасности на транспорте США. В полете скрипт забрал на себя слишком много вычислительных ресурсов бортового оборудования Heaviside, в результате чего аппарат практически перестал слушаться команд управления.
Электрический конвертоплан Heaviside совершил первый полет в начале октября 2019 года. Аппарат выполнен по самолетной схеме высокоплана с передним горизонтальным оперением. Конвертоплан оснащен восемью электромоторами, шесть из которых расположены на крыле и два — на законцовках переднего оперения. Толкающие воздушные винты на электромоторах выполнены поворотными — их валы могут отклоняться вниз на 90 градусов, создавая подъемную силу.
Размах крыла Heaviside составляет 6,1 метра. Аппарат способен на вертикальные взлет и посадку, а также полет в режиме висения. Дальность полета конвертоплана оценивается в 160 километров, а скорость полета — около 250 километров в час.
В середине октября 2019 года во время испытательного полета в беспилотном режиме, проводившемся на частной ферме в Трес-Пинос в Калифорнии, конвертоплан Heaviside совершил жесткую посадку на поле на скорости 37 узлов (68,5 километра в час) с пикированием в 20 градусов и 20-градусным креном на левый борт. В результате жесткой посадки аппарат получил серьезные повреждения — носовая часть конвертоплана отвалилась от фюзеляжа вместе с кабиной пилота.
Во время полета оператор наземной станции контроля обнаружил, что были превышены множество допусков в бортовом вычислителе Heaviside. Этот оператор сообщил о превышениях оператору управления, который контролировал полет конвертоплана. Тот перевел Heaviside в режим ручного управления и повел его на посадку, однако вскоре обнаружил, что аппарат практически не слушается управляющих команд. Затем конвертоплан совершил жесткую посадку. В общей сложности продолжительность этого испытательного полета составила 10 минут.
По итогам расследования специалисты пришли к выводу, что причиной жесткой посадки аппарата стал скрипт, управляющий зарядом аккумуляторов и его неправильное завершение оператором перед началом летных испытаний. Скрипт — программный сценарий — запускается оператором на земле, когда аппарат ставится на зарядку. После завершения заряда аккумуляторов и перед полетом оператор должен этот скрипт завершить, что было сделано с ошибками.
В полете не завершенный скрипт начал выдавать ошибки заряда аккумуляторов и результате постепенно забрал под свои нужды значительную часть ресурсов бортового вычислителя конвертоплана. В настоящее время Kitty Hawk занимается разработкой нового программного обеспечения для Heaviside в котором намерена исправить тайминги и процедуру работы программного обеспечения бортового вычислителя, чтобы отдельные незавершенные и неважные для полета процессы не могли забирать под свои нужды значительную часть ресурсов.
В начале февраля 2020 года американская компания Wisk, совместное предприятие Boeing и Kitty Hawk, объявила о намерении провести испытания перспективного электрического аэротакси Cora перевозкой пассажиров. Во время испытаний аэротакси будет выполнять полеты в полностью беспилотном режиме под надзором со стороны оператора, находящегося на земле. Проверки планируется проводить в районе Кентербери в центральной части новозеландского Южного острова. В испытаниях будут использоваться несколько летных образцов Cora.
Василий Сычёв
Почему микрожуки-перокрылки летают не так, как все остальные животные
В журнале Nature вышел рассказ о новом способе летать. Его изобрел очень, очень маленький жук-перокрылка — он в 50 раз меньше шмеля. Мы поговорили с авторами статьи и выяснили, что ухищрения, на которые идет перокрылка ради того, чтобы взлететь, можно сравнить разве что с теми, на которые приходится идти энтомологам, чтобы этот полет описать.