as

Конвертоплан Kitty Hawk совершил жесткую посадку из-за скрипта заряда аккумуляторов

Загрузка галереи

Скрипт, управляющий зарядом аккумуляторов прототипа перспективного одноместного электрического конвертоплана Heaviside, разработкой которого занимается американская компания Kitty Hawk, стал причиной жесткой посадки аппарата во время летных испытаний в октябре прошлого года. К такому выводу, как пишет eVTOL, пришли специалисты Национального комитета безопасности на транспорте США. В полете скрипт забрал на себя слишком много вычислительных ресурсов бортового оборудования Heaviside, в результате чего аппарат практически перестал слушаться команд управления.

Электрический конвертоплан Heaviside совершил первый полет в начале октября 2019 года. Аппарат выполнен по самолетной схеме высокоплана с передним горизонтальным оперением. Конвертоплан оснащен восемью электромоторами, шесть из которых расположены на крыле и два — на законцовках переднего оперения. Толкающие воздушные винты на электромоторах выполнены поворотными — их валы могут отклоняться вниз на 90 градусов, создавая подъемную силу.

Размах крыла Heaviside составляет 6,1 метра. Аппарат способен на вертикальные взлет и посадку, а также полет в режиме висения. Дальность полета конвертоплана оценивается в 160 километров, а скорость полета — около 250 километров в час.

В середине октября 2019 года во время испытательного полета в беспилотном режиме, проводившемся на частной ферме в Трес-Пинос в Калифорнии, конвертоплан Heaviside совершил жесткую посадку на поле на скорости 37 узлов (68,5 километра в час) с пикированием в 20 градусов и 20-градусным креном на левый борт. В результате жесткой посадки аппарат получил серьезные повреждения — носовая часть конвертоплана отвалилась от фюзеляжа вместе с кабиной пилота.

Во время полета оператор наземной станции контроля обнаружил, что были превышены множество допусков в бортовом вычислителе Heaviside. Этот оператор сообщил о превышениях оператору управления, который контролировал полет конвертоплана. Тот перевел Heaviside в режим ручного управления и повел его на посадку, однако вскоре обнаружил, что аппарат практически не слушается управляющих команд. Затем конвертоплан совершил жесткую посадку. В общей сложности продолжительность этого испытательного полета составила 10 минут.

По итогам расследования специалисты пришли к выводу, что причиной жесткой посадки аппарата стал скрипт, управляющий зарядом аккумуляторов и его неправильное завершение оператором перед началом летных испытаний. Скрипт — программный сценарий — запускается оператором на земле, когда аппарат ставится на зарядку. После завершения заряда аккумуляторов и перед полетом оператор должен этот скрипт завершить, что было сделано с ошибками.

В полете не завершенный скрипт начал выдавать ошибки заряда аккумуляторов и результате постепенно забрал под свои нужды значительную часть ресурсов бортового вычислителя конвертоплана. В настоящее время Kitty Hawk занимается разработкой нового программного обеспечения для Heaviside в котором намерена исправить тайминги и процедуру работы программного обеспечения бортового вычислителя, чтобы отдельные незавершенные и неважные для полета процессы не могли забирать под свои нужды значительную часть ресурсов.

В начале февраля 2020 года американская компания Wisk, совместное предприятие Boeing и Kitty Hawk, объявила о намерении провести испытания перспективного электрического аэротакси Cora перевозкой пассажиров. Во время испытаний аэротакси будет выполнять полеты в полностью беспилотном режиме под надзором со стороны оператора, находящегося на земле. Проверки планируется проводить в районе Кентербери в центральной части новозеландского Южного острова. В испытаниях будут использоваться несколько летных образцов Cora.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Проблемы малой авиации

Почему микрожуки-перокрылки летают не так, как все остальные животные