Американские ученые выяснили, что профессиональные джазовые гитаристы при импровизации обходятся без активной работы лобных долей, обеспечивающих когнитивный контроль — в отличие от их менее опытных коллег. Для этого ученые попросили 32 музыканта поимпровизировать, в то время как активность их мозга записывали с помощью электроэнцефалограммы. Статья опубликована в журнале NeuroImage.
Роль когнитивного контроля в деятельности человека достаточно понятна: такой контроль необходим для того, чтобы четко выполнять определенные действия — как с точки зрения моторики, так и других когнитивных процессов. Не последнюю роль когнитивный контроль играет в умении музицировать, по крайней мере — при обучении: начинающим музыкантам необходимо четко следить за расположением рук на клавишах или струнах, а дополнительно — держать в голове и многую другую информацию, будь то набор нот в произведении, ритм, которому нужно следовать, и размер.
Действительно, исследования показывают, что музыканты — во многом благодаря хорошему когнитивному контролю — отсеивают нерелевантную информацию лучше, чем люди, которые на музыкальных инструментах не играют. Тем не менее, контроль — далеко не единственная важная составляющая музыкального мастерства, и довольно хорошо это демонстрируют джазовые музыканты со своим умением импровизировать, которое контроль только ограничивает.
Выяснить, что именно позволяет импровизировать в креативном процессе — как раз на примере джазовых музыкантов — решили выяснить Дэвид Розен (David Rosen) из Дрексельского университета и его коллеги. В их исследовании приняли участие 32 джазовых гитариста, которые отличались уровнем мастерства (новички, студенты музыкальных отделений, профессиональные музыканты и репетиторы) и количеством отыгранных живых выступлений (от 6 до 1,5 тысячи).
Каждого из них попросили в течение восьми минут поиграть на гитаре под аккомпанемент пианино, ударных и бас-гитары: участникам давали ноты (по четыре набора каждому), но попросили импровизировать, а всего ученые сделали 192 записи импровизаций участников. Во время музицирования активность их мозга регистрировали с помощью ЭЭГ.
Все сыгранные мелодии ученые отдали на проверку четырем профессиональным джазовым музыкантам, которые в исследовании не участвовали: их попросили оценить креативность, технику и красоту каждого музыкального отрывка по шкале от 1 до 7. На основании оценок экспертов ученые ставили оценку качеству импровизации.
При более качественной импровизации наблюдалась повышенная активность в бета- и гамма-диапазонах в левом полушарии, в особенности — в теменной, теменно-затылочной и лобной долях (p < 0,001). Напротив, низкое качество импровизации было связано с повышенной активностью в лобной и теменной долях правого полушария (p < 0,001).
Затем ученые сравнили активность мозга при разном качестве импровизации, использовав объективное мастерство участников (то есть количество их выступлений и годы практики) в качестве побочной переменной. В этом случае статистически значимая активность (в альфа-, бета- и гамма-диапазонах) наблюдалась почти исключительно в правом полушарии — причем как для импровизации высокого, так и низкого качества (p < 0,001). Из этого ученые сделали вывод, что участие левого полушария в процессе импровизации и его влияние на качество игры — просто показатель того, что более опытные музыканты в целом играют лучше.
Интересно, что, с учетом джазовой экспертизы в качестве побочной переменной, высокое качество импровизации было связано с повышенной активностью теменной зоны, но не лобной — она как раз была активна в том случае, если качество импровизации было ниже. Именно в лобных долях, как известно, находятся участки, отвечающие за когнитивный контроль. Таким образом, результаты, полученные учеными, указывают на то, что при высоком уровне мастерства роль когнитивного контроля (по крайней мере в джазовой импровизации) отходит на второй план, уступая место другим процессам; при этом в отсутствии основательной экспертизы контроль все же нужен — в этом случае, по-видимому, качественно импровизировать позволяет именно он.
Это не первый раз, когда ученые рассматривают активность мозга джазовых музыкантов во время игры. Пару лет назад европейские психологи провели исследование с участием джазовых пианистов и выяснили, что те гораздо быстрее классических пианистов адаптируются к внезапной смене строя в произведении.
Елизавета Ивтушок
Люди видели Ɔ, но помнили С
Ожидания или представления о мире могут влиять на кратковременную память людей. Это выяснили исследователи из Канады и Нидерландов, которые показывали людям изображения с разными символами — латинскими буквами и их зеркальными отражениями — и просили их запомнить. Люди чаще помнили, что видели реальную букву, когда на самом деле видели отражение, чем наоборот — знание алфавита исказило воспоминания. Исследование опубликовано в PLoS One.