Джазовые пианисты адаптировались к смене строя быстрее классических

The Pianist / R.P. Productions, 2002

Джазовые пианисты быстрее классических адаптируют свои движения при внезапной смене строя во время игры, сообщается в статье, опубликованной в журнале NeuroImage. Это выяснили европейские ученые, которые сравнили активность головного мозга и время реакции музыкантов, повторяющих небольшие музыкальные отрывки.

Навык игры на музыкальных инструментах требует не только хорошего слуха, но и высокой сенсомоторной пластичности: музыкант должен просчитывать все свои движения наперед. Такая пластичность характеризуется пониманием как самих моторных движений (например, перемещения пальцев по ладу грифа), так и тем, как именно их нужно выполнять (например, как нужно зажимать струну, чтобы получить определенный звук). 

Разумеется, игра на разных музыкальных инструментах требует как различной подготовки, так и разной сенсомоторной пластичности. Ученые из Института человеческой когнитологии и науки о мозге Общества Макса Планка под руководством Даниэлы Саммлер (Daniela Sammler) решили проверить, как точные моторные навыки варьируются на нейробиологическом уровне среди пианистов, играющих классическую и джазовую музыку.

В исследовании приняли участие 30 профессиональных музыкантов (15 джазовых и 15 классических пианистов). Участникам показывали видео с рукой музыканта, исполняющего музыкальные отрывки разной длины на MIDI-клавиатуре. Отрывки могли варьироваться в плане строя (например, внезапным переходом из минора в мажор), так и в плане движений рук пианиста (стандартных или нестандартных — неудобного расположения пальцев на клавишах). От музыкантов, принимавших участие в исследовании, требовалось повторить эти движения на такой же клавиатуре (звук при этом был выключен), а активность их головного мозга записывали при помощи электроэнцефалографии (ЭЭГ). Ученые, таким образом, наблюдали за тем, как музыканты из двух разных групп реагируют на подобные несоответствия — как поведенчески, так и физиологически (при помощи измерения одной из разновидностей вызванных потенциалов — негативности рассогласования).


Анализ времени реакции при повторении движений показал, что джазовые пианисты гораздо быстрее(p < 0,001) классических музыкантов реагируют на смену строя, то есть эффективнее адаптируют свои движения при игре. Анализ ошибок при выполнении задания показал, что классические пианисты лучше повторяют показанные им движения — исследователи отмечают, что причиной этому является бóльшее фокусирование на расположении рук при классическом музыкальном образовании.

Данные ЭЭГ показали, что негативность рассогласования при повторении несоответствующих по строю фрагментов наблюдалась раньше у джазовых музыкантов (в окне от 370 до 500 миллисекунд), чем у классических (через 500 миллисекунд после предъявления стимула).

Таким образом, поведенческие данные и данные ЭЭГ показывают, что пианисты, играющие в разных стилях, действительно отличаются — и не только манерой игры, но и тем, как планируются их действия.

Методы неинвазивной нейровизуализации также применяют при изучении поведения, связанного с течением различных психических расстройств. Например, недавно ученые с помощью ЭЭГ выяснили, что посттравматическое стрессовое расстройство вызывает чувствительность к небольшим изменениям слуховой информации.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.