Над центральной частью Арктики впервые зафиксирована озоновая дыра: концентрация озона в атмосфере снизилась на 90 процентов. Площадь дыры составляет порядка шести миллионов квадратных километров, однако уже в ближайшие недели, с наступлением весны и потеплением воздуха, дыра начнет сокращаться и исчезнет. Результаты наблюдений регулярно публикуются на портале NASA Ozone Watch.
Ежегодное истощение озонового слоя характерно для Южного полюса, где этому способствуют природные условия: стабильные низкие температуры, формирование перламутровых облаков и протекающие на их поверхности химические реакции между озоном и веществами, разрушающими его. Благодаря принятию Монреальского протокола, концентрация озона в атмосфере над Антарктидой начала восстанавливаться, но сезонное формирование дыры неизбежно.
Арктика же характеризуется переменными температурами, и озоновые дыры над ней возникают редко. К концу марта в измерительных аэростатах над Северным полюсом на высоте 18 километров наблюдалось падение содержания озона на 90 процентов. Обычно аэростаты измеряют около 3,5 ppm (частей на миллион) озона в это время года, неделю назад же показатели находились на отметке 0,3 ppm. По словам Мартина Дамериса (Martin Dameris) из Немецкого аэрокосмического центра в Оберпфаффенхофене, это событие можно считать первым появлением настоящей озоновой дыры над Северным полюсом за всю историю наблюдений.
Озон начал разрушаться в ходе реакций с хлором и бромом, протекающих на поверхностях перламутровых облаков. Для их формирования необходимы стабильные температуры воздуха на уровне -80 градусов Цельсия, а в 2020 году над Арктикой было больше холодного воздуха, запертого в «полярном вихре», чем в любую зиму с 1979 года.
Истощение озонового слоя в 2020 году может превзойти по масштабам случай 2011 год, когда концентрация озона в атмосфере над Северным полюсом снизилась на 20 процентов. По данным приборов NASA, в атмосфере на текущий момент сохранился остаточный хлор, активно взаимодействующий с озоном, и в ближайшие дни дыра продолжит расти.
Вероятность смещения озоновой дыры из Арктики в сторону низких широт и населенных районов невелика: при развитии такого сценария людям, чьи регионы находятся в зоне риска, нужно будет беречь кожу от действия УФ-лучей.
Ситуация должна прийти в норму уже в ближайшие недели. Солнце постепенно поднимается над Северным полюсом, температура воздуха растет и полярный вихрь скоро начнет распадаться. Все это приведет к затягиванию озоновой дыры.
Проводившиеся ранее исследования указывали на то, что Монреальский протокол помогает восстанавливать озоновый слой над полюсами гораздо эффективнее, чем над умеренными и тропическими широтами. Тем не менее, к 2060 году ученые ожидают его полное восстановление по всей планете.
Жара не только нарушает условия труда, но и наносит ущерб здоровью работников
Одна жаркая неделя может затруднить доступ к пище для 1,88 процента домохозяйств в стране, причем наибольшему риску подвергаются жители бедных стран, в которых и без того слаба защита прав работников. В Индии, например, по причине вынужденных недельных простоев в работе могут столкнуться с дефицитом еды восемь миллионов человек. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behaviour. Влияние глобального потепления на продовольственную безопасность обычно рассматривают в контексте изменений окружающей среды: рост температуры приводит к снижению урожайности, деградации почв, засухам и следующим за ними голоду. В том или ином виде с этим сталкивается около двух миллиардов человек на планете. Однако угрозу продовольственной безопасности может нести и прямое влияние на здоровье и благополучие людей. В жаркие дни снижается производительность труда, а иногда работать становится и вовсе невозможно из-за опасности. Это влияет на способность семей получать доход и обеспечивать себя пищей, но количественные оценки такого воздействия практически отсутствуют. Кэролайн Крюгер (Carolin Kroeger) из Оксфордского университета исследовала, как жара влияет на краткосрочные угрозы продовольственной безопасности на уровне домохозяйств. Она использовала данные о доходе, возрасте, поле людей в домохозяйствах 150 стран и их беспокойстве по поводу пищи. Они были получены с помощью телефонных интервью с 2014 по 2017 годы. Данные о погодных условиях были взяты из базы ERA5-HEAT. Регрессионный анализ показал, что чем больше жарких дней выпадает на неделю, тем уязвимее становится домохозяйство в плане обеспеченности пищей. Например, три жарких дня в неделю приводят к снижению продовольственной безопасности на 0,78 процента (p = 0,004), а полностью жаркая неделя — уже на 1,88 процента (p < 0,001). На уровне страны жаркая неделя снижает безопасность на 0,54 процента (p < 0,001). В стране с населением как в Индии жаркая неделя может затруднить доступ к еде для восьми миллионов человек. Вклад различных факторов в снижение продовольственной безопасности автор исследования ранжировала с помощью анализа медиации. Она пришла к выводу, что главную роль играет сложность в получении дохода (63,35 процента), затем следуют рейтинг местного рынка труда (16,26 процента) и индивидуальные проблемы со здоровьем (12,14 процента). Наиболее опасной жара оказалась для продовольственной безопасности населения стран с низким уровнем ВНП на душу населения, где у людей слабая социальная и страховая защита, а также низкий контроль за соблюдением трудовых и строительных норм. Ранее в шестом докладе МГЭИК было спрогнозировано усиление угрозы продовольственной безопасности во всем мире из-за засух и уменьшения площади пастбищ. Причем с голодом на фоне глобального потепления сталкиваются не только люди — по этой же причине сократилась численность трубкозубов в Африке, а широконосые лемуры на острове Мадагаскар уже оказались на грани вымирания.