Датские ученые выяснили, что те женщины, у которых после родов диагностируют психические расстройства, в будущем примерно на треть реже заводят детей. Исследователи проанализировали данные о почти полумиллионе женщин, которые рожали с 1997 по 2015 год. Связь между психическими расстройствами и последующей беременностью пропадала, если ребенок женщины погибал вскоре после родов, и была более выраженной, если женщине требовалась психиатрическая госпитализация. Статья с исследованием опубликована в журнале Human Reproduction.
В 2016 году Сяоцинь Лю (Xiaoqin Liu) из Орхусского университета и ее коллеги на выборке в более 491 тысячи датчанок продемонстрировали, что психические расстройства в течение трех месяцев после родов встречаются примерно у трех процентов женщин. Это включает в себя не только довольно распространенную послеродовую депрессию (от нее страдают до 13 процентов только что родивших женщин) и тревожное расстройство, но также и чуть более редкие психозы, манию и даже шизофрению.
Наличие психических расстройств у только что родившей женщины может негативно сказаться на первых годах жизни ее ребенка и его развитии в целом. А вот о том, как это влияет на дальнейшую репродуктивную жизнь женщины, известно меньше. В новой работе Лю с коллегами решили восполнить эти знания: они изучили, как диагностированное после родов психическое расстройство влияет на то, будет ли женщина рожать еще — и от чего это будет зависеть.
Исследование провели на той же самой выборке: они подсчитали, что психические расстройства после первых родов диагностировали у 4327 женщин (примерно один процент). Среди них число повторных родов было ниже примерно на 33 процента по сравнению с теми женщинами, которым не ставили психиатрический диагноз после первых родов. Однако в том случае, если ребенок умирал после родов, статистическая связь пропадала: женщины так же часто заводили еще детей, даже несмотря на диагноз. А если женщина с послеродовым психическим заболеванием была госпитализирована, шанс того, что она больше не будет заводить детей, становился выше: среди таких участниц новых детей заводили уже на 46 процентов реже в случае, если ребенок остался в живых, и на 51 процент реже, если ребенок погиб.
Ученые считают, что у обнаруженной взаимосвязи может быть несколько объяснений. Ссылаясь на информацию о том, что после смерти ребенка женщины беременели и рожали снова даже несмотря на наличие послеродовых психических заболеваний, ученые отметили, что решение заводить еще детей может быть (по крайней мере, частично) обусловлено личным выбором. С другой стороны, факт госпитализации, который напрямую связан с тяжестью расстройства, значительно снижал вероятность того, что женщина будет снова заводить детей. В этом случае женщина может бояться рецидива: в таком случае, как говорят авторы работы, необходимо дать пациентке понять, что рецидив можно предотвратить. Наконец, свою роль могут играть и внешние факторы: авторы, к примеру, предполагают, что послеродовые психические расстройства у женщины отчасти могут быть связаны с плохими отношениями с партнером и семьей в целом, из-за чего, в свою очередь, и возникает решение не заводить еще детей.
Отношение в семье беременной женщины может повлиять не только на ее готовность заводить больше одного ребенка. В ноябре прошлого года ученые выяснили, что у детей, чьи матери подвергались насилию во время беременности, коэффициент интеллекта был в среднем на 3–5 процента ниже.
Елизавета Ивтушок
Его чувствительность и специфичность оказалась на уровне альтернативных методов диагностики
Британские ученые выяснили, что мазки из верхних дыхательных путей имеют диагностическую ценность при выявлении Mycobacterium tuberculosis. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале The Lancet Microbe, в зависимости от места забора материала чувствительность анализа составляла от 56 процентов, а специфичность — от 91 процента.