Американская компания Beta Technologies представила модульную и быстровозводимую станцию для взлета, посадки и обслуживания электрических аэротакси. Она состоит из нескольких ISO-контейнеров с аккумуляторами, инструментами и деталями для обслуживания аппаратов, а также жилыми помещениями для отдыха пилотов. Благодаря наличию собственных батарей станция может заряжать аэротакси между полетами даже в случае отключения питания от общей электросети.
За последние несколько лет множество компаний представили свои проекты аэротакси, а часть из них уже приступила к испытанию прототипов. Обычно под аэротакси подразумевается летательный аппарат с несколькими винтами, приводимыми в движение мощными электромоторами (при этом в части из проектов электродигатели получают энергию от ДВС-генератора). Предполагается, что они в основном будут использоваться в городах и пригородах, помогая быстро доставлять людей и грузы в обход дорожных пробок и прочих препятствий.
Развитие сопутствующей инфраструктуры для аэротакси пока идет меньшими темпами. Например, даже в крупных городах существует мало вертолетных площадок для взлета и посадки, причем они обычно не оборудованы мощной электросетью для зарядки полностью электрических аэротакси. В пригородах эту роль могут взять на себя региональные аэропорты, но они расположены достаточно редко и тоже не всегда приспособлены для электрической авиации.
Компания Beta Technologies, испытывающая собственный вариант электрического аэротакси, представила простую станцию для электрических и гибридных аэротакси, которую можно быстро развернуть в нужном месте и при этом выбрать только нужные для конкретной задачи компоненты. Для простоты транспортировки и производства компания взяла за основу для модулей стандартные ISO-контейнеры, повсеместно применяемые для транспортировки грузов.
Модули имеют разное предназначение и могут комбинироваться в разных количествах, в зависимости от предназначения конкретной станции. В них может располагаться склад для посылок, перевозимых с помощью аэротакси, мастерская с инструментами и деталями для несложного ремонта, массив аккумуляторов, ДВС-генератор и солнечная панель для автономной подзарядки, а также комната отдыха пилота. Контейнеры располагаются на общей раме, а сверху на них может быть установлена еще одна рама со взлетно-посадочной площадкой и посадочными огнями.
Компания установила первую станцию на военной базе ВВС Национальной гвардии США в Международном аэропорту Берлингтон.
Некоторые другие компании, такие как Uber и Volocopter, в основном сконцентрированы на разработке городских взлетно-посадочных станций на крышах высотных зданий или низковысотных хабов для пересадки с аэротакси на другой городской транспорт.
Григорий Копиев
С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов
Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.