Западные равнинные гориллы поделили территорию без кровавых конфликтов

Группы западных равнинных горилл (Gorilla gorilla gorilla), несмотря на постоянные перемещения, имеют собственные территории и избегают контактов с чужаками, когда оказываются на их участках, сообщается в Scientific Reports. Ранее считалось, что у этих обезьян не проявляется территориальность, так как за проявлением агрессии к другим группам не были замечены.

Эволюционные психологи чаще всего сравнивают поведение людей с поведением шимпанзе — достаточно агрессивных (если речь идет об обыкновенных шимпанзе, Pan troglodytes) обезьян, яростно защищающих свою территорию от вторжения особей из других групп. Нередко этот факт используют для обоснования природы человеческих войн. Гориллы, напротив, не склонны к нападениям на чужаков своего же вида и будто бы спокойно делят между собой участки леса. Однако их поведение реже сравнивают с действиями Homo sapiens.

Приматологи из Великобритании, Германии, Испании и США под руководством Питера Уолша (Peter Walsh) и Магдалены Бермехо (Magdalena Bermejo) проследили за перемещениями и поведением нескольких групп западных равнинных горилл в национальном парке Одзала-Кокуа в Республике Конго.

Ученые разместили 36 реагирующих на движения видеокамер на территории 60 квадратных километров. Камеры были установлены в точках, где, по имеющимся сведениям, гориллы часто ищут съедобные корни в любое время года. Длительное пребывание животных в таких местах позволяет достаточно надежно идентифицировать их и понять, к какой группе они принадлежат.

Записи вели с января 2015 по июль 2016. Исследователи фиксировали, как часто группы и отдельные самцы в них (часто группа состоит из одного самца и его самок) приходят в конкретные точки и сколько времени они там проводят. Это позволило выявить число групп (их оказалось 8) и примерные площади участков, на которых они чаще всего бывают (11–18 квадратных километров).

Оказалось, что частота посещения группой или самцом конкретной точки питания зависит от того, насколько она близка к центру предпочитаемого участка другой группы. Гориллы реже появлялись там, где больше всего времени проводили члены чужих семей, и обычно не ходили туда, где в данный момент присутствовали чужаки. Наличие одного лишь чужого самца, впрочем, не останавливало целую группу. Чем многочисленнее была семья, тем меньше ее перемещения зависели от положения соседей и предполагаемых границ их участков.

Хотя кровавых конфликтов видеокамеры не зафиксировали, исследователи не исключают, что западные равнинные гориллы все же могут демонстрировать физическую агрессию по крайней мере для защиты центра своей территории — например, бить себя кулаками в грудь. Однако, чтобы выяснить это, пока не хватает данных.

В любом случае, территориальность горилл проявляется не так, как у шимпанзе. Взаимоотношения семей первых, судя по результатам нового исследования, гибче, чем у вторых. Исследователи предполагают, что их данные помогут понять те случаи в эволюции поведения человека, когда чуждые друг другу группы наших предков делили одну территорию с целью кооперации против каких-то внешних факторов.

К подвиду равнинных вида западных горилл принадлежала одна из самых знаменитых обезьян — Коко. Она продемонстрировала отличные способности к изучению американского жестового языка — пусть и адаптированной его версии. Коко понимала около двух тысяч слов и могла жестами составлять довольно сложные предложения. Эта горилла умерла в 2018 году в возрасте 46 лет.

Гориллу впервые полечили от остеоартроза мезенхимальными стволовыми клетками