Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Японцы вооружились первой в мире подлодкой на литий-ионных аккумуляторах

Церемония принятия на вооружение подводной лодки «Орю»

JMSDF

Морские силы самообороны Японии 5 марта 2020 года приняли в свой состав дизель-электрическую подводную лодку «Орю» типа «Сорю». Как отмечает bmpd, это первая в мире боевая подводная лодка с литий-ионными, а не традиционными свинцово-кислотными, аккумуляторами.

Дизель-электрическим подводным лодкам аккумуляторы необходимы для скрытного передвижения под водой, когда запуск дизельных двигателей для питания ходовых электромоторов нежелателен или вовсе невозможен. Традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы не могут обеспечить большой продолжительности хода и долго заряжаются.

Решение об использовании литий-ионных аккумуляторов на подводных лодках типа «Сорю» было принято по нескольким причинам. Во-первых, такие аккумуляторы имеют существенно бо́льшую емкость, чем свинцово-кислотные. На малых скоростях дальность подводного хода подлодки на литий-ионных аккумуляторах сопоставима с дальностью хода на свинцово-кислотных аккумуляторах и двигателе Стирлинга.

По этой же причине японские конструкторы решили отказаться от установки двигателя Стирлинга на подводную лодку, оборудованную литий-ионными аккумуляторами. Благодаря этому внутри подлодки удалось освободить немного пространства.


Во-вторых, на больших скоростях дальность хода корабля с литий-ионными аккумуляторными батареями заметно превышает такой показатель при использовании свинцово-кислотных аккумуляторов.

Наконец, в-третьих, литий-ионные аккумуляторы можно перезаряжать с использованием бо́льших токов, чем при зарядке свинцово-кислотных элементов питания. Это означает, что на полную зарядку литий-ионных батарей необходимо существенно меньше времени.

Подводное водоизмещение подлодки «Орю» составляет 4,2 тысячи тонн при длине 84 метра и ширине 9,1 метра. Корабль может развивать скорость до 20 узлов. «Орю» стала 11-й подводной лодкой, построенной по типу «Сорю». Корабли этого типа, построенные прежде, оснащены свинцово-кислотными аккумуляторами и двигателями Стирлинга.

В марте 2021 года Морские силы самообороны Японии намерены принять в свой состав 12-ю подводную лодку типа «Сорю» — «Торю». Этот корабль, спущенный на воду в ноябре прошлого года, тоже оснащен литий-ионными аккумуляторами.

В середине прошлого года японская корпорация Mitsubishi Heavy Industries приступила к разработке дизель-электрической подводной лодки нового поколения. Работы ведутся в рамках проекта 29SS. Новыми подводными лодками в перспективе планируется постепенно заменить дизель-электрические субмарины типа «Сорю», принятые на вооружение в 2009 году.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.