Астрономы использовали пульсары в шаровом скоплении 47 Тукана для оценки магнитного поля в гало Млечного Пути. Оказалось, что вдоль направления к скоплению поле заметно усиливается, чего исследователи не ожидали обнаружить. Результаты указывают на наличие замагниченного истечения из диска Галактики, уходящего далеко в гало и взаимодействующего с шаровым скоплением, пишут авторы в журнале Nature Astronomy.
Галактическое магнитное поле играет важную роль как на масштабе всей системы, так и на уровне ее отдельных частей. В частности, оно влияет на галактическую эволюцию, воздействует на темп звездообразования, определяет распространение космических лучей и управляет течением галактического ветра. Однако происхождение таких полей и их структура известны плохо.
Относительно хорошо известно магнитное поле в диске Млечного Пути, которое можно разделить на регулярную крупномасштабную компоненту и случайную составляющую турбулентной природы меньших размеров. Гораздо меньше известно о магнитном поле в гало. Обычно считается, что его силовые линии направлены параллельно плоскости Галактики, но существуют ограниченные свидетельства наличия и перпендикулярной составляющей.
Астрономы под руководством Федерико Аббате (Federico Abbate) из Института радиоастрономии Общества Макса Планка и его коллеги из Германии, Италии и Новой Зеландии использовали наблюдения за пульсарами в шаровом скоплении 47 Тукана для определения магнитного поля в гало Млечного Пути. Данное скопление является спутником нашей галактики, а в текущий момент находится вблизи направления на галактический полюс, поэтому излучение объектов в нем впервые позволило оценить магнитное поле в гало на масштабе нескольких световых лет. Оказалось, что поле нарастает по направлению к скоплению и достигает значений около 60 микрогаусс.
Магнитное поле не наблюдается непосредственно, но его можно оценить при помощи косвенных способов. В основе примененного в данной работе метода лежит наблюдение пульсаров — нейтронных звезд, от которых приходят периодические сигналы. Такие объекты излучают электромагнитные волны преимущественно с горячих пятен, которые по мере вращения тела то видны, то уходят на противоположную сторону.
Из-за большой массы стабильность вращения пульсаров и, следовательно, времени прихода их импульсов очень велика. Однако при наблюдении на различных частотах можно заметить задержку, которая численно выражается мерой дисперсии. Эта разница набегает по мере распространения сигнала сквозь заполненную заряженными частицами среду, и ее можно использовать для определения плотности свободных электронов вдоль направления на пульсар.
Второе необходимое явление называется эффектом Фарадея. Этот феномен связан с вращением плоскости линейной поляризации электромагнитных волн при движении сквозь замагниченную среду. Итоговый угол вращения зависит от магнитного поля, плотности среды и длины волны. Как правило, излучение пульсаров обладает высокой степенью линейной поляризации. Определение фарадеевского вращения и меры дисперсии позволяет вычислить величину магнитного поля вдоль луча зрения.
Авторам удалось согласовать измеренные значения фарадеевского вращения и меры дисперсии при точно известных расстояниях до пульсаров только в модели с магнитным полем до 60 микрогаусс. Однако такое поле слишком велико для генерации внутри скопления. Астрономы приходят к выводу, что его можно успешно описать взаимодействием галактического ветра с плазмой скопления. В таком случае рядом со скоплением возникает ударная волна, в которой поле заметно усиливается, а направления на различные пульсары проходят через разные участки этой волны, что обеспечивает наблюдаемые значения фарадеевского вращения и меры дисперсии.
Этот результат говорит о происходящем активном взаимодействии Млечного Пути со скоплением-спутником посредством замагниченного потока вещества. Дальнейшие наблюдения этого и других скоплений на новых радиотелескопах, таких как MeerKAT, позволят с намного большей точностью выяснить структуру магнитного поля в гало Галактики.
Недавно астрономы открыли пять новых шаровых скоплений в Млечном Пути, отследили магнитное поле в межзвездных облаках, нашли первые примеры инверсий магнитного поля галактического масштаба и рассмотрели магнитное поле вокруг черной дыры в центре Галактики.
Тимур Кешелава
Он порождает радиоизлучение
Астрономы обнаружили нового кандидата во внесолнечный объект, обладающий магнитосферным радиационным поясом. Им стал ультрахолодный карлик LSR J1835+3259, порождающий вспышечное радиоизлучение за счет выбросов плазмы из пояса. Статья опубликована в журнале Science. Ультрахолодные карлики представляют собой маломассивные звезды и субзвездные объекты спектрального класса M6 и позднее. Обычно такие объекты спокойные в радиодиапазоне, однако часть из них способны порождать радиоизлучение на гигагерцовых частотах. Предполагается, что излучение может генерироваться за счет нестабильности электронно-циклотронного мазера, которая также объясняет радиоизлучение полярных сияний на планетах. Согласно альтернативной версии, оно возникает в результате синхротронных или гиросинхротронных процессов, которые идут в короне или радиационных поясах — областях внутри магнитосферы планеты, образующих магнитную ловушку для энергетических заряженных частиц (ими обладают Земля, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а также ультрахолодный карлик J1835+3259). Группа астрономов во главе с Хуаном Батистой Климентом (Juan Bautista Climent) из Университета Валенсии сообщила, что обнаружила второй пример радиационных поясов вне Солнечной системы — ими обладает объект LSR J1835+3259, расположенный в 18,4 светового года от Солнца в созвездии Лиры. Он считается коричневым карликом (однако может быть и ультрахолодным карликом класса M8.5) и обладает радиусом Юпитера и периодом вращения 2,84 часа. Наблюдения за объектом велись при помощи наземного радиоинтерферометра со сверхдлинной базой EVN (European VLBI Network) в июне 2021 года. Наблюдения за LSR J1835+3259 выявили два всплеска радиоизлучения, мощность которых на два порядка превышает полную мощность радиоизлучения сияний Юпитера. Ученые обнаружили у карлика протяженную магнитосферу со сложной морфологией, совместимой с наличием радиационного пояса. Зона излучения простирается на примерно 6,5 радиусов карлика от карлика. При этом оценочная индукция магнитного поля в радиационном поясе во время вспышек может составлять около 18 или 170 гаусс, а средняя энергия электронов — 3-8 мегаэлектронвольт (в предположении, что карлик обладает дипольным магнитным полем с индукцией 5 килогаусс в полярных областях). Предполагается, что радиоизлучение от радиационного пояса LSR J1835+3259 возникает, когда накопленная в нем плазма не может больше удерживаться из-за быстрого вращения карлика и выбрасывается, порождая магнитные пересоединения и запуская процесс ускорения электронов. Ранее мы рассказывали о том, как было впервые зафиксировано радиоизлучение от экзопланеты.