Астрофизики предложили и опробовали новый, относительно простой метод определения магнитных полей в межзвездных облаках газа. Идея способа заключается в анализе вихревых движений газа, что позволяет обнаружить пересоединения магнитных силовых линий. Авторы применили подход к нескольким молекулярным облакам. Полученные результаты оказались схожи с данными других методов для изученных ранее объектов, пишут ученые в журнале Nature Astronomy.
Магнитные поля играют важную роль во многих астрофизических процессах, таких как движение заряженных частиц, эволюция газовых облаков и динамическая неустойчивость дисков галактик. Они пронизывают как Млечный Путь, так и другие галактики. Однако такие крупномасштабные магнитные поля исключительно трудно наблюдать напрямую из-за их малой величины.
Галактические магнитные поля также могут мешать другим наблюдениям. В частности, связанное с магнетизмом поляризованное излучение пыли в диске Галактики намного интенсивнее фонового реликтового излучения. Стандартным подходом при анализе последнего является исключение значительной части неба из анализа, но пыль вносит шум в наблюдения в любом направлении, поэтому только детальный учет магнитного поля позволит проводить точные измерения поляризации реликтового излучения.
До сих пор вопрос о степени влияния магнетизма на процесс звездообразования остается без ответа. В течение многих лет параллельно развивались два подхода, один из которых отводил магнитным полям главенствующую роль на последних этапах сжатия молекулярных облаков, а второй подчеркивал важность динамических процессов, таких как сверхзвуковая турбулентность.
Существует несколько методов определения магнитных полей в межзвездной среде, но все они обладают недостатками, значительно ограничивающими их применимость. Стандартным методом является изучение поляризованного излучения несимметричных пылинок, но в некоторых случаях возможны более прямые исследования на основе расщепления линий (эффект Зеемана), возникновении линейной поляризации некоторых молекулярных линий (эффект Голдрайха — Килафиса) или вращении плоскости поляризации излучения фоновых источников (эффект Фарадея).
Высокоточные наблюдения последних лет, проведенные как из космоса (космический телескоп "Планк"), так и с поверхности Земли (массив телескопов ALMA, Телескоп Джеймса Максвелла) позволили в ряде случаев построить карты распределения магнитных полей в Млечном Пути на разных масштабах. В большинстве случаев оказалось, что ни вкладом магнетизма, ни турбулентностью пренебрегать нельзя, а полноценная теория должна комбинировать оба взгляда и включать гравитацию — только такой подход позволит разобраться во многих нерешенных проблемах, таких как начальная функция масс или исходные условия для формирования землеподобных планет.
В работе под руководством Юэ Ху (Yue Hu) из Висконсинского университета в Мадисоне предлагается новый способ определения магнитного поля в турбулентных областях, названных авторами методом градиента скорости. Его основным преимуществом является то, что для его реализации достаточно наблюдений в спектральных линиях без учета их поляризации, из которых можно вычислить скорости движения газа.
Метод основан на анизотропии турбулентности в присутствии магнитного поля, а именно в вытягивании вихрей турбулентного движения вдоль локального направления магнитных силовых линий. Быстрые пересоединения линий между такими вихрями приводят к преимущественному движению вещества поперек магнитного поля. Направление поля в таком случае будет перпендикулярно локальному градиенту скорости, который можно измерить по особенностям спектральных линий. Основным предположением для применимости этих рассуждений является главенствующая роль магнитогидродинамической турбулентности, что является обоснованным приближением для существенной части межзвездного пространства.
Для реальной проверки работоспособности метода авторы применили его к анализу пяти замагниченных и турбулентных облаков газа в поясе Гулда. Определенная новым методом морфология магнитного поля оказалась в соответствии с данными спутника Planck. Также согласовывались с предыдущими оценками данные по альвеновским числам Маха — параметру, характеризующему вклад магнитных полей в динамику области.
Также астрономы изучили гигантское облако Смит, которое падает на Млечный Путь и в данных момент находится на расстоянии 13,1 килопарсека от Земли. В направлении на этот объект доминирует поляризованное излучение пылинок в Галактике, что не позволяет использовать данный метод для оценки магнитных полей. Ранее ученые применяли в данном случае фарадеевское вращение, но так можно изучить только периферию облака, а не его плотные внутренние части. Результаты для облака Смит также согласуются с ранними оценками.
Недавно астрономы выяснили, что межгалактические электроны ускорены неизвестным механизмом, причем в этом процессе должно быть замешано магнитное поле на масштабе больше скоплений галактик. Ранее удачное наличие объекта на фоне позволило обнаружить магнитное поле у рекордно далекой галактики, свет от которой шел 4,6 миллиарда лет.
Тимур Кешелава
Он продлился 1090 секунд
Астрономы обнаружили самый далекий сверхдлинный гамма-всплеск, который в общей сложности продлился 1090 секунд и обладал двухпиковой структурой. Несмотря на это он в целом похож на обычные длинные гамма-всплески. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org. Гамма-всплески характеризуются изотропными светимостями около 1051−1053 эрг в секунду, что делает их самыми яркими взрывными событиями, наблюдаемыми во Вселенной. Их делят на длинные (более двух секунд) и короткие (менее двух секунд). Считается, что короткие всплески порождаются слиянием двух компактных объектов, один из которых представляет собой нейтронную звезду, а длинные всплески считаются результатом гравитационного коллапса массивной звезды в черную дыру, хотя возможны исключения. Интерес также представляют редкие всплески с чрезвычайно большой продолжительностью, превышающей тысячу секунд, которые выделяются в отдельный класс сверхдлинных гамма-всплесков. Их прародители могут отличаться от обычных длинных всплесков, возможно ими могут быть голубые сверхгиганты. Группа астрономов во главе с Сибабальвой де Вет (Sibabalwe de Wet) из Кейптаунского университета сообщила об открытии необычного сверхдлинного гамма-всплеска GRB 220627A. Он был обнаружен 27 июня 2022 года космическим гамма-телескопом «Ферми», затем за ним наблюдали космический рентгеновский телескоп «Swift», наземная система MeerLICHT, радиотелескопы ATCA и MeerKAT, а также прибор MUSE, установленный на комплексе телескопов VLT. Отличительной особенностью GRB 220627A стали два отдельных эпизода регистрации гамма-квантов, разделенные промежутком примерно в 600 секунд, в результате чего общая продолжительность всплеска составляет примерно 1090 секунд. Оптическое послесвечение было обнаружено через 0,84 дня после регистрации вспышки Красное смещение источника GRB 220627A составило z = 3,08, что делает его самым далеким сверхдлинным гамма-всплеском, обнаруженным на сегодняшний день. Кривая блеска мгновенного излучения GRB 220627A наиболее похожа на кривую блеска для всплеска GRB 110709B, для которого предлагалась следующая модель для объяснения двух подвсплесков с длительным затишьем между ними: при коллапсе звезды вначале рождался магнитар, который давал первый подвсплеск, а затем магнитар коллапсировал в черную дыру, что порождало второй подвсплеск. При этом спектральные свойства гамма-всплеска и свойства послесвечения GRB 220627A не являются чем-то необычным по сравнению с популяцией уже наблюдавшихся длинных гамма-всплесков, поэтому ученые посчитали, что прародитель всплеска, которым была массивная звезда, врядли был экзотическим, хотя такая возможность полностью не исключается. Предполагается, что окружающая среда вокруг источника всплеска обладает субсолнечной металличностью, а при коллапсе звезды возник джет с углом раскрытия около 4,5 градуса. Ранее мы рассказывали о том, как свойства самого яркого гамма-всплеска в истории объяснили структурированным джетом.