Американские ученые выяснили, что функциональные связи, которые необходимы для обработки зрительной информации о лицах и местах, присутствуют в головном мозге младенцев в возрасте уже нескольких дней. Для этого они проследили за отдельными участками зрительной коры и близлежащих отделов в головном мозге младенцев в возрасте от шести дней до двух месяцев и взрослых людей. Статья опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Сенсорные системы головного мозга довольно специфичны в вопросах обработки поступающей информации. В первую очередь это, конечно, касается зрительных стимулов: после обработки первичной зрительной корой (перед ней, кстати, предобработку выполняет и задняя теменная кора) разные аспекты визуальной информации (например, цвет, форма, ориентация) анализируются разными отделами головного мозга. Интересно, что подобная селективная обработка касается не только отдельных параметров зрительного стимула, но и его целиком: в зрительной системе мозга человека, поэтому, есть не только отдельные области, отвечающие за распознавание цветов, но и те, которые распознают в основном лица.
Селективная обработка, по-видимому, очень важна для мозга человека. До конца, однако, неясно, возникает ли она в процессе обучения человека при контакте со зрительными стимулами или же присутствует изначально, формируясь на ранних этапах развития еще до рождения. Последние исследования указывают на то, что селективная обработка зрительных стимулов в действительности может быть врожденной (или развивается очень рано и очень быстро — буквально за несколько дней): «правильную» форму лица могут распознать даже четырехдневные младенцы, а задействованы в обработке у них те же отделы затылочных долей, что и у взрослых. При этом эксперименты на макаках показывают, что наблюдение за лицами для способности их распознавать все же необходимо. Непонятно при этом как формируется способность к обработке других стимулов в сравнении с теми же лицами: вполне возможно, что на ранних этапах развития (но уже после рождения) мозг все же не обрабатывает информацию селективно.
Проверить это на примере обработки лиц и мест решили ученые под руководством Фредерика Кампса (Frederik Kamps) из Университета Эмори. В их эксперименте приняли участие 30 младенцев возрастом от шести дней до чуть меньше двух месяцев (средний возраст участника — чуть меньше месяца). Они предположили, что в том случае, если системы обработки разных стимулов в действительности врожденные, они должны выделяться уже в таком раннем возрасте и должны быть заметны и без стимуляции — по прочности функциональных связей между ними.
Ученые провели эксперимент с помощью фМРТ в состоянии покоя с участием всех младенцев, а также — для сравнения — 15 взрослых. Они сосредоточились на пяти областях интереса в головном мозге: первичной зрительной коре, которая получает первичную информацию о зрительном стимуле, участке затылочной доли, селективно обрабатывающем лица, и функционально связанной с ней частью веретенообразной извилины, а также связанных друг с другом ретроспленальной коре и парагиппокампальной извилине, которые селективно обрабатывают зрительную информацию о местах. Данные об участии рассмотренных отделов в селективной обработке зрительных стимулов ранее получены для взрослых людей.
Оказалось, что у младенцев, точно так же, как и у взрослых, функциональные связи между участками, вовлеченными в обработку определенного типа стимула (либо лиц, либо мест), сильнее, чем между участками, которые обрабатывают разные стимулы. Подобная взаимосвязь наблюдалась независимо от возраста младенца.
Любопытной была и связь между отделами, отвечающими за обработку определенных стимулов, и первичной зрительной корой: оказалось, что у младенцев отделы, обрабатывающие лица, функционально связаны с теми участками первичной коры, которые принимают сигналы от центральной ямки глаза, а те, которые обрабатывали места, с отделами, принимающими сигналы с периферийных отделов.
У взрослых, конечно, наблюдается то же самое: все из-за того, что для распознавания лиц в первую очередь нужна центральная часть зрительного поля, а в обработке целых сцен задействовано и периферическое зрение. Работа ученых, таким образом, показывает, что те отделы мозга, которые в будущем будут отвечать за обработку лиц и мест, у младенцев функционально связаны и готовы к работе уже в первые дни после рождения. Столь раннее формирование, скорее всего, указывает на врожденную систему селективной обработки отдельных стимулов — по крайней мере, таких важных для человеческого познания, как другие люди и окружающий мир.
Врожденной у детей может быть не только способность отличать зрительные стимулы, но и способность к речи. Несмотря на то, что вопрос о врожденности языка до сих пор остается открытым, ученые часто получают данные в его пользу: например, в прошлом году выяснилось, что уже в возрасте четырех дней младенцы могут выделить отдельные слова в потоке речи.
Елизавета Ивтушок
При этом носители тоновых языков хуже различают ритм
Родной язык влияет на восприятие музыки: владение тональным языком способствует лучшему различению похожих мелодий, а владение нетональным языком помогает лучше распознавать ритм. Результаты метаанализа 20 исследований и эксперимента с 459066 участниками опубликованы в Current Biology. Тональные (тоновые) языки, распространенные в Юго-Восточной Азии (например, китайский или вьетнамский), отличаются использованием высоты звука для указания смысла слова. В таких языках как русский или английский могут использоваться интонации, но, в отличие от тональных языков, интонации распространяются на большой отрезок предложения, а не показывают значение одного конкретного слова. Прошлые исследования показывают, что язык имеет большое влияние на мышление и восприятие: от социальных норм и стереотипов до зрительного восприятия предметов. Однако изучение того, насколько родной язык связан со способностью воспринимать музыку, пока дает противоречивые результаты. Исследователи из Новый Зеландии и США под руководством Цзинсюань Ли (Jingxuan Li) из бизнес-школы Колумбийского университета решили проверить, влияет ли владение тоновым языком на обработку и восприятие музыки. Для этого авторы провели метаанализ 20 прошлых исследований, а затем провели собственный эксперимент, в котором приняло участие 459066 человек. На первом этапе авторы сгруппировали проведенные ранее исследования влияния языка на обработку музыки, выделив как категории мелодию, высоту голоса и ритм. Для каждой категории они провели метаанализ. Размер эффекта показал преимущество носителей тоновых языков в различении схожих мелодий. Других отличий авторы не обнаружили, однако отметили, что большинство людей в выборках владели самыми распространенными языками (китайский, английский), а значит результаты нельзя распространить на другие языки. Кроме того, выборки были достаточно маленькими, что не дает делать значимые выводы. Во втором этапе исследователи провели эксперимент, собрав данные людей из 203 стран и получив информацию по 19 тональным языкам, 6 языкам с музыкальным ударением и 29 нетональным языкам. Участники проходили три задания, которые измеряли способность различать похожие мелодии, находить несоответствие вокала музыке и рассинхронизацию между клик-треком и песней. Анализ выявил преимущество носителей тоновых языков в способности различать схожие мелодии (p < 0,001). Это подтвердило результаты метаанализа и показало, что разница сохраняется и при сравнении других языков, помимо китайского и английского. Различий же в восприятии вокала авторы не обнаружили. В свою очередь, носители нетональных языков лучше улавливали несоответствие клик-трека песне. Метаанализ таких различий не выявил. Таким образом, учтя недостатки прошлых исследований, такие как маленькая выборка и малое количество языков для сравнения, авторы показали, что язык действительно влияет на восприятие музыки: носители тоновых языков лучше различают мелодии, но хуже распознают ритм. Исследователи изучают и то, как иностранный язык влияет на мышление. Так, американские психологи обнаружили, что использование иностранного языка снижает эмоциональность при решении этических проблем. А другая группа психологов показала, что если размышления на неродном языке заставляют людей фокусироваться на последствиях поступков окружающих, а не на их намерениях.