Американские ученые уточнили роль задней теменной коры в предобработке зрительных стимулов. Оказалось, что снижение активности этой части мозга с помощью низкочастотной транскраниальной магнитной стимуляции ускоряет реакцию на стимулы, которые мигают на низких частотах. Статья опубликована в Scientific Reports.
За обработку зрительных стимулов в головном мозге отвечает одноименная часть коры — зрительная, причем разделена она на несколько частей. Абсолютно вся информация, которая поступает в мозг через зрение, изначально обрабатывается первичной зрительной корой (ее также называют V1): после этого, в зависимости от того, какой именно аспект стимула нужно обработать (форму, цвет или ориентацию), информация поступает уже в другие отделы.
Тем не менее, прежде чем первичная зрительная кора начнет свою работу, предобработку стимула выполняет задняя теменная кора — и она же отвечает и за предобработку других сенсорных стимулов. В недавней работе ученые даже предложили включить эту область в соматосенсорную систему головного мозга, основываясь на данных структурной патологии. При этом о том, какую роль задняя теменная кора играет в обработке зрительных стимулов, из функциональных данных, полученных на людях, известно довольно мало.
Сет Элкин-Фрэнкстон (Seth Elkin-Frankston) из Медицинской школы Бостонского университета и его коллеги воспользовались повторяющейся транскраниальной магнитной стимуляцией на низких частотах (один герц) для изучения работы задней теменной коры. Такая стимуляция считается ингибирующей, то есть активность участков при ее воздействии снижается.
Всего в эксперименте приняли участие 36 добровольцев. Каждому из них показывали экран, на котором в течение 100 миллисекунд возникало небольшое темное пятно Габора: его могли показать внутри небольшого квадрата либо в первое временное окно, либо во второе. Между окнами был небольшой перерыв в 400 миллисекунд, а участникам необходимо было ответить, в какое из окон (первое или второе) они видели пятно с низкой или высокой частотой мигания. Время реакции начинали отсчитывать по окончании второго окна (тогда можно было дать ответ), а сам тест проводили до, сразу после и через час после стимуляции.
Ученые выяснили, что при использовании пятен с низкой частотой мигания стимуляция значительно (p = 0,03) снижала время реакции — примерно на 50 миллисекунд: другими словами, при снижении активности коры обработка зрительного стимула ускорялась. На основании этого они заключили, что ингибирование задней теменной доли при предобработке визуального стимула в действительности влияет на его дальнейшую обработку — даже без воздействия на зрительную кору.
Вообще, на обработку зрительных стимулов могут влиять не только первичные этапы процесса в мозге, но и обработка стимула другой модальности, а также — распределение внимания: это не так давно показали ученые из Великобритании и Германии.
Елизавета Ивтушок
Негативная музыка от погоды не зависела
Британские, немецкие и австралийские исследователи обнаружили, что вероятность попадания музыки с высокой интенсивностью и позитивными эмоциями в верхние строчки чартов Великобритании увеличивается с ростом температуры воздуха и уменьшается в дождь. При этом популярность меланхоличной музыки от погоды не зависит. Отчет о работе появился в журнале Royal Society Open Science. Музыка — общечеловеческий феномен, присущий всем известным культурам, и часть повседневной жизни большинства людей. Одна из важнейших ее функций — это регуляция настроения. Зачастую люди слушают музыку, чтобы подкрепить, выпустить или сменить текущие эмоции, что, в свою очередь, влияет на физическое здоровье, психическое благополучие и когнитивное функционирование. При этом большинство социально-психологических исследований на эту тему касаются либо индивидуальных черт, таких как возраст или тип личности, либо контекста и жизненных ситуаций. В двух небольших работах было показано, что, когда людей просят представить определенный сезон, это влияет на их выбор музыки — энергичную предпочитают весной и летом, меланхоличную зимой. Однако здесь идет речь о гипотетических ситуациях и субъективных комментариях. Возрастающая доступность данных музыкальных сервисов позволяет проследить более обширные тренды — к примеру, анализ выборки из миллиона пользователей в 51 стране продемонстрировал, что в рабочее время люди больше слушают бодрые композиции, а поздно вечером — расслабляющие, то есть их выбор оформляет и отражает настроение. Сотрудники Оксфордского университета, Институтов эмпирической эстетики и человеческих когнитивных и нейронаук Общества имени Макса Планка, Университетов Джеймса Кука и Кертина под руководством Мануэля Англады-Торта (Manuel Anglada-Tort) сосредоточили внимание на корреляции музыкальных предпочтений с погодой. Они воспользовались данными обо всех синглах, вошедших в недельные топ-100 официального чарта Великобритании с 1953 по 2019 год — всего 23859 песен 7398 исполнителей. С помощью сервиса Spotify для каждой композиции определили девять ключевых аффективных параметров: громкость, танцевальность, энергичность, инструментальность, акустичность, разговорность, присутствие живой аудитории, позитивный или негативный эмоциональный заряд и темп. Последний параметр оценивали в ударах в минуту, остальные дихотомически (0 или 1). Для всех этих показателей определили месячные корреляты с данными государственной метеослужбы о температуре воздуха, количестве ярких солнечных часов и дней с осадками более миллиметра, а также ввели поправку на долгосрочные тренды в погоде и музыке. Анализ проводили методом главных компонент и с помощью обобщенных аддитивных моделей. Выяснилось, что энергичная и позитивная музыка чаще появлялась в чартах при теплой и солнечной погоде, причем это проявлялось сильнее всего в те месяцы, когда тепла и солнца было мало (наиболее востребованной она оказалась в конце лета и осенью). В дождливую пору, напротив, такие мелодии пользовались меньшей популярностью. При введении дополнительных поправок на сезонные факторы помимо погоды (например, отпуска и праздники) влияние солнечного света оказывалось незначимым, а тепла и осадков — сохранялось. Спокойная и негативная музыка с погодными факторами и временем года никак не коррелировала. Дополнительный анализ, учитывающий популярность песен, выявил наибольшую связь с погодой композиций из топ-10, при этом у нижних 10 строк топ-100 она практически отсутствовала. Предположительно, совпадение настроения композиции с преобладающей погодой может быть фактором, который способствует ее продвижению к вершине чарта. Как пишут авторы работы, полученные результаты дополняют исследования из других областей (например, финансов, преступности, психического здоровья), демонстрируя, что крупномасштабные популяционные предпочтения культурных феноменов (в данном случае музыки) находятся в числе прочего под влиянием долговременных факторов окружающей среды (погоды) через механизмы регуляции настроения. В 2017 году канадские нейробиологи выяснили, что за наслаждение музыкой отвечает та же мозговая система, что и за удовольствие от психоактивных веществ, секса и еды. Чтобы объективно оценить степень вовлеченности в прослушивание музыки, их американские коллеги два года спустя измерили синхронизацию с ней мозговой активности. Тогда же другой канадский коллектив показал, что фактор неожиданности повышает удовольствие от музыки.