Астрономы, работающие с данными автоматической станции InSight, опубликовали первые научные результаты, полученные за 10 месяцев работы. Было подтверждено, что Марс по-прежнему является сейсмически активной планетой, а его кора неоднородна по составу и содержит небольшое количество летучих веществ. Также удалось построить карту строения подповерхностных слоев в месте высадки аппарата и узнать больше о погоде на Красной планете. Статьи (1,2,3,4,5) опубликованы в журналах Nature Geoscience и Nature Communications.
Автоматическая исследовательская станция InSight совершила мягкую посадку на Марс в ноябре 2018 года в районе нагорья Элизиум, а в середине декабря 2018 года и феврале 2019 года опустила на поверхность два основных научных инструмента миссии: бур HP3, предназначенный для измерения тепловых потоков в марсианском грунте, и сейсмограф SEIS. В начале февраля 2019 года начала свое полноценное функционирование система датчиков APSS, собирающая на регулярной основе данные о погодных условиях.
Одним из главных итогов первых десяти месяцев работы станции стало подтверждение того, что Марс по-прежнему является сейсмически активной планетой. По состоянию на 30 сентября 2019 года сейсмографом было зарегистрировано 174 сейсмических события, из них 150 были высокочастотные, а 24 события — низкочастотные, с магнитудой Mw = 3–4, характер которых указывает на их тектоническую природу. Среди них можно выделить 13 случаев, для которых можно приблизительно вычислить местоположение источника и магнитуды.
Частота сейсмических событий с меньшими магнитудами аналогична частоте аналогичных событий внутри плит земной коры, мощных марсотрясений не наблюдалось. Данные SEIS показывают, что верхние слои коры Марса до глубин 8–11 километров претерпели сильные изменения и неоднородны, кроме того, кора содержит небольшое количество летучих веществ и в ней идет сильное рассеяние сейсмических волн.
Сопоставление данных сейсмографа и инструмента HP3, а также изучение снимков, получаемых бортовыми камерами станции, позволили составить картину строения подповерхностных слоев в месте посадки InSight, которая находится на склоне эродированного ударного кратера, названного котловиной Холмстеда, с диаметром около 27 метров. Его возраст оценивается в 400–500 миллионов лет. Поверхность вокруг станции относительно гладкая, песчаная, богатая мелкими гранулами и галькой, с небольшим количеством относительно крупных камней. Около десяти ударных кратеров диаметром 1–10 метров можно увидеть на панорамных изображениях в пределах 20 метров от посадочной платформы.
Поверхностный слой представляет собой твердую корку (дюрикраст), которая состоят из камней и гальки, сцементированных в мелкозернистой матрице. Глубже залегает слой из фрагментированного неоднородного реголита, который имеет толщину около 3–18 метров и покрывает брекчию, которая затем переходит в базальтовый слой.
Данные погодных датчиков показывают, что усиление ветра наблюдается примерно с полуночи до раннего утра, так как более холодный воздух спускается с высокогорья в южном полушарии на равнинные регионы в северном полушарии, где находится станция. В течение дня нагрев воздуха солнечными лучами вызывает конвективные потоки. Ветер усиливается вновь ближе к вечеру, когда падает атмосферное давление и появляются пылевые дьяволы. К позднему вечеру ветер стихает, и обстановка вокруг посадочной платформы становится спокойной. С позднего вечера и до полуночи атмосферные условия настолько благоприятные, что сейсмограф становится способен регистрировать тектонический шум из глубины планеты. Ночные съемки показали, что в небе наблюдалось свечение долгое время после сумерек (с интенсивностью около 10 рэлеев) не за счет отражения света от спутников Марса. Ранее предсказывалось, что оно вызывается фотохимическими реакциями в верхних слоях атмосферы, однако пронаблюдать его смогли только сейчас.
О подробностях миссии и загадках марсианской геологии можно прочитать в наших материалах «Заглянуть внутрь Красной планеты» и «Сейсмограф для Марса».
Александр Войтюк
Но не все из них станут потом планетами
Астрономы при помощи телескопов VLT и ALMA впервые увидели результаты действия механизма гравитационной нестабильности в планетарных масштабах. Они обнаружили крупные сгустки вещества, могущие быть зародышами планет, в газопылевой оболочке вокруг молодой звезды V960 Mon. Статья опубликована в The Astrophysical Journal Letters. Модель аккреции газа из протопланетного диска на твердое ядро, рождающееся за счет слипания пылевых частиц и планетезималей, считается основной для объяснения формирования газовых гигантов. Однако для экзогигантов и коричневых карликов, находящихся на больших расстояниях от родительских звезд, такая модель подходит хуже, так как время жизни газового диска будет меньше, чем время, необходимое для набора массы объектом. В этом случае модель формирования крупного тела за счет гравитационной нестабильности во внешней части протопланетного диска считается более подходящей, причем лежащие в ее основе физические механизмы могут объяснять и вспышки аккреции вещества на молодые звездные объекты, например фуоры. Группа астрономов во главе с Филиппом Вебером (Philipp Weber) из Университета Сантьяго в Чили опубликовала результаты анализа наблюдений за молодой звездой V960 Mon, проведенных при помощи приемника SPHERE, установленных на комплексе телескопов VLT, в 2016 году. Ученые также использовали архивные данные наблюдений за звездой наземной системы радиотелескопов ALMA. V960 Mon находится на расстоянии около пяти тысяч световых лет от Солнца в созвездии Единорога и относится к фуорам. Она находится в фазе вспышки аккреции с 2014 года и окружена газопылевой оболочкой с массой около 0,6 массы Солнца. Ученые обнаружили вокруг звезды S-образную структуру, у которой обе части состоят из как минимум двух смежных спиральных рукавов. Их протяженность составляет несколько тысяч астрономических единиц. Вблизи звезды наблюдается яркий компаньон, а в спиральных рукавах заметны сгустки вещества, которые при температуре в 50 кельвин могут содержать от 3 до 10 масс Земли в твердой фазе и около 1-3 масс Юпитера в виде газа. Обнаружение сгустков планетарной массы означает, что спиральные рукава фрагментируются за счет гравитационной нестабильности, а сами сгустки могут быть зародышами планет. Однако в дальнейшем часть из них может распасться, упасть на звезду или быть выброшенными прочь из системы, породив планеты-изгои. Ранее мы рассказывали о том, как спиральные рукава указали на гигантскую протопланету.