Эмбриологи получили первого ребенка из яйцеклетки, которая прошла сразу через два этапа: созревание в лаборатории и заморозку. До сих пор в клиниках их не использовали последовательно, однако в этом случае других вариантов не было: пациентке потребовалась экстренная химиотерапия, и времени дорастить яйцеклетки внутри организма не осталось. Новый метод может помочь и другим женщинам забеременеть после победы над раком, и несколько таких пациенток уже ждут своих детей. Отчет опубликован в журнале Annals of Oncology.
Технология экстракорпорального оплодотворения уже работает достаточно стабильно для бесплодных женщин. Сейчас настало время для следующего шага: научиться сохранять фертильность после онкологических заболеваний. Дело в том, что после химиотерапии и лучевой терапии многие клетки теряют способность размножаться, и в том числе — предшественники половых клеток. Поэтому, если пациент относительно молод и еще планирует заводить детей, было бы удобно взять его половые клетки до терапии и использовать уже после того, как болезнь побеждена.
Мы уже писали о том, как такой метод испробовали на макаках: у них забирали незрелую ткань семенников до химиотерапии, а после подсаживали обратно в яички и давали ей дозреть и произвести здоровые сперматозоиды. Но в случае с яйцеклетками все несколько сложнее: для того, чтобы получить их в достаточном количестве, женщине необходимо пройти через гормональную стимуляцию. А если при этом она больна раком, то избыток гормонов может только ухудшить течение болезни.
Репродуктолог Михаэль Гринберг (Michaël Grynberg) и его коллеги из Университета Париж-юг 11 решили эту проблему для своих пациенток, совместив сразу несколько эмбриологических методик. В начале к ним поступила женщина 29 лет с карциномой протока левой молочной железы. Ей удалили опухоль и назначили химиотерапию, но поскольку детей у нее еще не было, ей посоветовали разные способы сохранения фертильности.
Обычно в таком случае назначают гормональную стимуляцию, чтобы яйцеклетки дозрели внутри яичника, а затем их забирают и замораживают. Но этот вариант не разрешили онкологи, опасаясь, что опухоль вернется под действием гормонов. В качестве альтернативы можно было забрать яйцеклетки незрелыми, дорастить их in vitro и вернуть в яичник. Но от этого отказалась сама пациентка, которая сочла операцию по возвращению яйцеклеток слишком серьезной. Поэтому Гринберг с коллегами решили совместить оба метода.
Они забрали у пациентки незрелые яйцеклетки и в течение двух дней доращивали их в лаборатории с использованием собственной сыворотки пациентки и добавлением гормонов. В результате шесть из них достигли зрелости, и их заморозили. Пациентка успешно перенесла терапию и избавилась от опухоли, но спустя пять лет вернулась в клинику, потому что уже год не могла забеременеть. Обычно в таких случаях женщинам назначают гормональную стимуляцию, но, чтобы не рисковать рецидивом опухоли, врачи воспользовались ее замороженными яйцеклетками. Все их удалось разморозить, пять из них успешно оплодотворили, и один эмбрион подсадили пациентке. В июле 2019 года она родила здорового мальчика.
Тот факт, что такая технология оказалась возможна, говорит о том, что эмбриологи достигли высокого мастерства в уже известных методиках. На каждом этапе — стимуляция, выращивание, заморозка, разморозка, оплодотворение, культивирование — как правило, выживают не все яйцеклетки. А поскольку их, в отличие от сперматозоидов, невозможно получать из организма женщины сотнями и тысячами, то есть большой риск, что к концу процедуры никаких жизнеспособных зародышей не получится. Тем не менее, Гринберг и команда отчитались об успехе своего метода. Как они сообщили в интервью газете The Guardian, еще двум пациенткам уже удалось забеременеть по такой же методике, и они сейчас ожидают рождения детей.
В прошлом году эмбриологи научились выращивать зародыши (пока мышиные) из единственной клетки (не яйцеклетки), а также создали химеру из эмбрионов человека и обезьяны (но не стали ее выращивать). Кроме того, методику «ребенка от трех родителей» начали использовать для лечения бесплодия, и в Греции родился первый такой ребенок от ранее бесплодной женщины.
Полина Лосева
Но не повлияла на риск аутоиммунных заболеваний
Датские ученые провели ретроспективное исследование и выяснили, что риск развития деменции увеличивается после любой инфекции в пожилом возрасте. К таким выводам они пришли, проанализировав почти полтора миллиона человек, на которых суммарно пришлось более 14 миллионов человеко-лет наблюдений. Отношение частоты случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось с ростом числа инфекций дозозависимым образом. Исследование опубликовано в JAMA Network Open. Среди врачей и ученых нет единого мнения о том, могут ли инфекции быть причинно связаны с деменцией. Результаты эпидемиологических исследований часто имеют ряд значительных ограничений: в частности, они, как правило, касаются конкретных патогенов, а большая часть из них касаются посмертного изучения тела. Однако несколько популяционных исследований все же находили связь между инфекцией и развитием деменции. Важным вопросом остается и влияние системного воспаления при инфекции на риск развития деменции. Несколько исследований находило связь между таким воспалением, аутоиммунными заболеваниями и деменцией, однако их результаты также были неоднозначными. Джанет Джанбек (Janet Janbek) из Копенгагенского университета со своей командой ретроспективно исследовала связь между инфекциями, аутоиммунными заболеваниями и частотой развития деменции на когорте из 1493896 человек старше 50 лет, за которыми наблюдали в течение 14093303 человеко-лет. За время наблюдения 677147 человек перенесли какую-либо инфекцию, а у 127721 зарегистрировали аутоиммунные заболевания в возрасте старше 50 лет. У 75543 человек диагностировали деменцию в возрасте старше 65 лет. На дату постановки диагноза деменции люди с инфекциями или аутоиммунными заболеваниями были немного старше, чем те, у кого их не было. Наиболее распространены были респираторные инфекции, за которыми следовали инфекции желудочно-кишечного тракта и инфекции мочевыводящих путей. Наиболее распространенными аутоиммунными заболеваниями были ревматоидный артрит и ревматическая полимиалгия. Отношение частот случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось дозозависимым образом с ростом числа инфекций. Пол значимо не влиял на это отношение. Наиболее высокое отношение наблюдалось в течение пяти лет после инфекции. Примечательно, что для аутоиммунных заболеваний ученые не нашли увеличение частоты их встречаемости в зависимости от переменной инфекции. Ученые пришли к выводу, что инфекция может запускать специфические процессы, которые способствуют развитию деменции, и что дело не только в общем системном воспалении. Они рассчитывают, что их работа станет основой для новых фундаментальных исследований в этой области. Похожее ученые наблюдали и ранее, причем инфекции переносились в более молодом возрасте. Статистики заметили, что риск болезней Альцгеймера и Паркинсона оказался связан с острыми инфекциями, которые люди переносили до 20 лет назад.