Европейская система спутниковой навигации Galileo получила поддержку ответных сообщений на сигналы SOS. После получения такого сигнала она определяет местоположение сигнала, передает его спасательным службам и посылает терпящему бедствие уведомление, что спасатели уже находятся в пути, сообщается в пресс-релизе ESA.
Galileo — это одна из четырех глобальных спутниковых навигационных систем наряду с GPS, ГЛОНАСС и BeiDou. Основная функция этих систем заключается в определении местоположения. Для этого спутники передают сигнал с точным временем, а устройство на Земле рассчитывает на основе сигналов от нескольких спутников и данных об их орбитах свое местоположение с точностью, обычно составляющей около нескольких метров.
Помимо точной локализации глобальные навигационные системы выполняют и другие важные, хотя и не настолько известные функции. Например, они помогают синхронизировать время на больших расстояниях, а также отслеживают сигналы бедствия от удаленных судов, самолетов или отдельных людей. Galileo, GPS и ГЛОНАСС объединены в общую систему «Коспас-Сарсат», которая с помощью эффекта Доплера и подсчета задержки сигнала в течение нескольких минут определяет местоположение сигнала от аварийного радиобуя и передает их в центр обработки, который пересылает данные в местные службы спасения.
Эта система работает с 1980-х годов и ежегодно помогает спасать людей. В последние годы разработчики системы Galileo занимались модернизацией и тестированием нового компонента, который позволяет реализовать ограниченную двухстороннюю связь. После того, как данные с радиобуя были переданы в спасательную службу, спутники Galileo могут добавлять к передаваемым данным о времени дополнительное сообщение для конкретного радиобуя, что служба спасения получила данные.
В 2019 году ESA протестировало систему на испытаниях в Катаре, добилась договоренности с остальными системами, входящими в «Коспас-Сарсат», и теперь активировало функцию передачи уведомления. Представители ESA отмечают, что основная функция передачи данных спасателям не изменилась, однако для людей в чрезвычайных ситуациях, например, при кораблекрушении, знание о том, что спасатели знают о ситуации и уже находятся в пути, может стать серьезной психологической поддержкой.
В прошлом году Galileo столкнулась с серьезным системным сбоем, из-за которого ее работа фактически была приостановлена на неделю. После восстановления работы оператор рассказал, что его причиной стала неисправность оборудования наземного компонента системы, который отвечает за расчет орбиты спутников.
Григорий Копиев
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.