Жако бескорыстно помогли сородичам получить угощение

Европейские ученые выяснили, что жако, или серые попугаи (Psittacus erithacus) могут бескорыстно помогать сородичам добывать еду с помощью инструментов. Для этого они посадили птиц в комнатки с прозрачными стенами и окошками в них и научили обменивать металлические жетоны на угощение. В случае, если один жако не мог получить угощение в обмен на жетон, он передавал его через окошко другому. После приматов жако — первые животные, для которых доказано подобное поведение; горные ара (Primolius couloni), также принимавшие участие в исследовании, с задачей не справились, пишут ученые в Current Biology.

Задача каждого животного в его естественной среде обитания — выжить, причем сделать это можно довольно комфортно и эффективно, если максимизировать полезность окружающей обстановки. Например, можно пользоваться различными орудиями — как каланы, которые разбивают раковины моллюсков о прибрежные камни (подробнее об использовании инструментов животными вы можете узнать из нашего теста «Палками и камнями»).

Использование орудий не предполагает, что их будут применять во благо кому-то еще: скажем, если хищные птицы используют приманку, то добыча в итоге достанется им самим, но не кому-то другому (разве что совсем маленьким птенцам). При этом приматы (люди и человекообразные обезьяны) могут использовать инструменты для помощи кому-то другому, а также обучают свое потомство ими пользоваться. Среди других животных подобное поведение ранее не было зарегистрировано.

Огюста фон Байерн (Auguste M. P. von Bayern) и Дезире Брюкс (Désirée Brucks) из Института орнитологии Общества Макса Планка решили проверить, могут ли попугаи разных видов помогать друг другу добывать пищу с помощью инструментов. Для этого они обучили восемь жако и шесть горных ара менять металлические жетоны на угощение, а затем посадили их в комнаты с прозрачными стенами и небольшим окошком, через которое жетон можно было обменять.

Комнат было две, и в каждой из них сидело по одной птице, а между ними также было отверстие — через него птицы могли передавать друг другу жетоны: их в начале эксперимента передавали одной из птиц через щель внизу комнатки. У птицы, которая жетоны получила, окошко для обмена на угощение было закрыто: единственное, что она могла сделать — это передать жетон соседу, который, в свою очередь, уже мог обменять его на угощение.

Ученые заметили, что в случае, когда птица сама не может получить угощение в обмен на жетон, она отдает его другой птице, чтобы полакомиться смогла она. В случае, если птицы в соседней комнате не было, попугаи жетоны не передавали, а если и у соседа окошко было закрыто, передавали меньше жетонов. Подобное поведение наблюдалось только у жако, а вот для горных ара оно, судя по всему, нехарактерно.

Авторы работы отметили, что стремление помочь другой птице зависело от того, как близко два жако общаются друг с другом: друзьям птицы передавали больше жетонов. Передача инструмента, однако, наблюдалась и в том случае, если особи не были сильно близки. Интересно, что жетоны жако отдавали бескорыстно — не ожидая, что сосед вернет угощение. То, что один вид оказался способен к подобному поведению, а другой — нет, ученые объясняют различиями в структуре общения: жако могут общаться друг с другом намного ближе, чем ара, поэтому они и более способны к просоциальному поведению.

Жако также могут принимать экономически выгодные решения: пару лет назад это показала группа зоологов под руководством фон Байерн. Тогда ученые обучили жако и представителей нескольких других попугаев обменивать предметы на угощения разной вкусовой ценности.

Растущим популяциям американских волков предрекли собачьи болезни и конфликты с фермерами