Американский инженер превратил робот-пылесос в трехвинтовой дрон-уборщик, способный перелетать через препятствия на своем пути, а также перемещаться между этажами. Ролик с описанием проекта опубликован на YouTube.
Роботы пылесосы уже несколько лет производятся серийно многими производителями и сильно облегчают домашнюю уборку. Они самостоятельно ездят по дому, а продвинутые модели составляют его карту и запоминают уже убранные места. Кроме того, они сами приезжают на станцию зарядки, а некоторые из них даже оставляют на ней собранный мусор и пыль. Однако некоторые простые для человека задачи пока неподвластны роботам-пылесосам. Например, они не умеют подниматься на другой этаж, из-за чего владельцы частных домов вынуждены либо покупать отдельные роботы-пылесосы на каждый этаж, либо проводить уборку самостоятельно. Наконец, даже в рамках одного этажа робот может встретиться с непреодолимым препятствием в виде порога.
Американский инженер и видеоблогер Питер Шрипол (Peter Sripol) создал прототип робота-пылесоса, способный летать и тем самым покрывать всю площадь дома независимо от количества этажей в нем. Он взял за основу одну из серийно выпускаемых моделей, затем прикрепил к роботу-пылесосу три туннельных вентилятора, а также микроконтроллеры и аккумулятор для управления полетом.
В нынешней версии дрон не автономен и летает только под управлением оператора. Также у него есть несколько других недостатков — например, при работе винтов они разносят мусор от аппарата. Кроме того, во время полета дрон немного закручивается вокруг своей оси, из-за чего им сложно управлять.
Это не первый необычный проект Питера Шрипола, о котором мы рассказывали. Например, в 2017 году он создал ходячего шестиногого робота с огнеметом и лицом паровозика Томаса.
Григорий Копиев
Гексакоптер оснащен двумя взлетно-посадочными платформами для квадрокоптеров
Инженеры из Сколтеха разработали гибридный гексакоптер MorphoLander, который выступает в роли передвижного аэродрома для дронов меньшего размера. MorphoLander не только летает, но и может ходить по неровной поверхности при помощи четырех ног. В верхней части корпуса расположены две взлетно-посадочные платформы для микродонов. Дрон может пригодиться для инспекции объектов и поиска пострадавших во время стихийных бедствий, говорится в препринте на arXiv.org. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Дроны отлично подходят для выполнения задач поиска, инспекции и мониторинга, но потребляют много энергии и не могут долго находиться в полете. Одним из способов преодолеть это ограничение стала разработка дронов гибридной конструкции, которые могут не только летать, но и передвигаться по земле, например, с помощью колес или ног. Несмотря на то, что такой подход позволяет продлить время работы за счет менее энергозатратного способа передвижения по поверхности, продолжительность полета гибрида и его эффективность часто снижается из-за дополнительного веса. Инженеры под руководством Дмитрия Тетерюкова (Dzmitry Tsetserukou) из Сколтеха предложили использовать громоздкий дрон в качестве носителя для дронов поменьше. Тогда большой дрон выступает в роли передвижного «улья», который в нужный момент выпускает рой маленьких дронов, способных более эффективно выполнить задачу на большой территории за счет совместной работы. Разработанный прототип под названием MorphoLander представляет собой гексакоптер с четырьмя ногами, каждая из которых имеет три степени свободы. С их помощью дрон может передвигаться по неровной поверхности. Масса гибрида немного больше 10 килограмм. Встроенного аккумулятора хватает на 12 минут полета. Сверху на корпусе закреплены две посадочные платформы диаметром 20 сантиметров, на которые могут садиться микродроны. Чтобы микродронам (инженеры использовали Crazyflie 2.1 массой 27 грамм) было проще садиться на MorphoLander, материнский дрон с помощью алгоритма стабилизации старается удерживать горизонтальное положение платформ, подстраивая высоту ног под неровности поверхности. Посадка микродронов происходит под управлением алгоритма машинного обучения, его обучение с подкреплением проходило в симуляторе на платформе игрового движка Unity, который позволяет имитировать физику, с использованием пакета машинного обучения Unity ML Agents. Обученный алгоритм посадки затем испытали в трех сценариях с участием реальных дронов. В первом два микродрона должны были взлетать с расстояния полутора метров от MorphoLander и затем садиться на его платформы. Среднее значение отклонения от центра платформы в этом сценарии составило всего около 5,5 миллиметра. Во втором сценарии микродроны должны были садиться на материнский дрон, стоящий на неровной поверхности. В этом случае ошибка возросла и составила 25 миллиметров. Третий сценарий имитировал реальное применение: микродроны взлетали с платформ, в то время как MorphoLander отходил от места взлета на некоторое расстояние, после чего микродроны должны были сесть обратно. Среднее значение отклонения от центра 20-сантиметровой платформы составило 35 миллиметров. В будущем инженеры планируют увеличить точность и устойчивость алгоритма управления микродронами за счет контроля тяги отдельных винтов. https://www.youtube.com/watch?v=fV8_Ejy81s8&t=1s Совместная работа помогает роботам справляться с более трудными задачами. К примеру японские инженеры разработали систему из работающих в паре дрона и наземного робота. Они соединены друг с другом тросом, что позволяет наземного дрону взбираться на более крутые подъемы. Для этого дрон закрепляет трос на вершине, после чего наземный робот натягивает его с помощью лебедки и поднимается наверх.