За понимание разницы в количестве объектов у собак отвечают примерно те же отделы мозга, что и у человека. Это выяснили американские ученые, которые провели фМРТ-эксперимент с участием 11 собак: животным в сканере показывали отличающиеся количеством круги разных размеров. Анализ данных показал, что у собак от изменения отношения количества объектов зависит активность теменной, а также височной доли мозга — как и у людей. Исследование опубликовано в Biology Letters.
Несмотря на то, что число — понятие абстрактное, в конкретных объектах представить его можно: в таком случае речь идет уже не о числах как о символьной репрезентации, а о конкретных количествах чего-либо. В отличие от числа, которое доступно для понимания только человеку, с количеством управляться могут и другие животные: например, слоны понимают разницу между «много» и «мало» по запаху, а также могут отличить большее количество предметов от меньшего — даже в том случае, если они разного размера.
За способность к счету, который не опирается на знание об абстрактных числах, отвечает когнитивная система примерного счисления, а ключевая для его работы мозговая структура — это теменная кора, в которой находятся основные отделы, отвечающие за обработку визуальной информации. Это, однако, справедливо только для людей и других приматов: у других животных связи между пониманием количества и работой теменной коры до сих не обнаруживалось.
Проверить наличие такой связи у собак решили ученые под руководством Грегори Бернса (Gregory Berns) из Университета Эмори. В их исследовании приняли участие 11 домашних собак разных пород, которых обучили проходить фМРТ-эксперименты с визуальными стимулами. Животным в сканере в течение трех секунд показывали темный экран с разным количеством светлых точек на нем — в отношении либо один к пяти, либо один к двум, либо один к одному.
По данным фМРТ отследили те участки мозга, активность которых менялась в зависимости от того, как менялось отношение количества кругов на изображениях. Ученые обнаружили корреляцию (p = 0,042) между изменением используемых пропорций и активность отделов теменной и височных долей головного мозга собак.
Несмотря на то, что ученым не удалось выделить определенные отделы мозга, которые отвечают за оценку количества собаками, они смогли определить, что они находятся примерно там же, где и у человека. По мнению авторов работы, это говорит о том, что способность к оценке количества — довольно эволюционно консервативна и, возможно, сосредоточена в одних и тех же отделах мозга млекопитающих — независимо от их вида.
Среди хороших счетоводов выделяют также и медоносных пчел: они не только могут отличить большое количество от маленького, но и понимают концепцию ноля. Более того, похоже, они также могут и воспринять число как понятие абстрактное — по крайней мере, способны соотнести его с другими символами.
Елизавета Ивтушок
Юная самка окрашена в коричневый цвет
В зоопарке Брайтс в американском штате Теннесси 31 июля родился детеныш жирафа (Giraffa camelopardalis) без пятен. Вместо этого юная самка окрашена в однородный коричневый цвет. Для сравнения, шкура ее матери покрыта нормальным для жирафов узором из крупных темных пятен на желтоватом фоне. Как отмечает The Guardian, жирафы без пятен появляются исключительно редко, поэтому самка из зоопарка Брайтс, скорее всего, является единственным ныне живущим представителем своего вида с подобной окраской. https://youtu.be/ioV1vj5-Ams Считается, что пятнистая расцветка позволяет жирафам сливаться с ландшафтом и охлаждаться в жаркую погоду. Кроме того, индивидуальный узор на шкуре помогает этим травоядным узнавать сородичей (с которыми они могут формировать дружеские отношения). Однако родившийся в зоопарке детеныш всю жизнь будет окружен заботой смотрителей, так что отсутствие пятен вряд ли доставит ему неудобства. Сейчас юная самка остается под опекой матери. Она быстро растет и уже достигла роста в 180 сантиметров. А в ближайшее время пройдет голосование, чтобы подобрать детенышу имя. Сотрудники зоопарка надеются, что интерес к жирафу без пятен привлечет внимание к быстрому сокращению численности его диких сородичей в Африке.