Постукивание по банке не защитило от вспенивания пива

Физики выяснили, что постукивание по сторонам банки не защищает пиво от вспенивания. Чтобы выяснить это, они вскрыли тысячу банок, половину которых предварительно встряхнули. Оказалось, что вне зависимости от того, трясли ли банку до вскрытия или нет, постукивание не меняет количество появляющейся пены, пишут авторы в препринте на сайте arXiv.org.

Открытие тары с газированным напитком приводит к резкому выравниванию давления углекислого газа в самом напитке с атмосферным давлением: из-за этого газ из напитка начинает активно выделяться. В результате в жидкости образуется большое количество быстрорастущих пузырьков — создается пена, которая захватывает заметную часть жидкости, но намного превосходит ее по объему.

Вспенивание напитка, поэтому, может привести к потере значительной его части. Один из способов, который используется для предотвращения образования пены, — постукивание по сторонам банки перед вскрытием: считается, что это приводит к всплытию пузырьков, благодаря чему суммарный объем захваченной пеной жидкости уменьшается.

Экспериментально проверить эффективность этого метода на банках с пивом решили датские ученые под руководством Елизаветы Сопиной (Elizaveta Sopina) из Университета Южной Дании. Для этого исследователи взяли 1031 алюминиевую банку объемом 330 миллилитров (пиво специально для экспериментов ученые получили от компании Carlsberg) и разделили их на четыре группы. В зависимости от группы, банки либо трясли перед вскрытием, либо нет, а также либо стучали по их бокам, либо открывали просто так.

Трясли банки на механическом шейкере в течение двух минут с интенсивностью 440 оборотов в минуту (это примерно соответствует транспортировке на велосипеде), а постукивали — трижды пальцами по ее бокам. Появляющуюся пену удаляли с помощью бумажных полотенец, а потери оценивали, сравнивая вес банки до и после вскрытия.

В среднем банки, которые трясли, потеряли 3,45 грамма от общей массы, а банки, которые не трясли, — 0,51 грамма. При этом постукивание по банке позволило сохранить всего 0,159 грамма от общей массы. Ученые заключили, что, независимо от встряхивания, постукивание существенно не влияло на количество выделяемой пены.

Авторы предлагают четыре возможные причины неэффективности постукивания по банке. Так, это может быть слишком малая энергия воздействия пальцем, недостаточный размер пузырей у стенок, не позволяющий им всплывать достаточно быстро, а также незначительный вклад пузырей у стенок в суммарное вспенивание. Наконец, причина может быть во входящих в состав пива белках, которые стабилизируют небольшие пузырьки.

Также физики попробовали оценить эффект ожидания: для этого после встряхивания они выжидали некоторые время (от 15 секунд до 6 минут), прежде чем постучать по банке и открыть ее. Разницы в количестве пены при этом выделить не удалось, но ученые пишут, что это может быть связано с какими-то неучтенными факторами: например, небольшим ожиданием между постукиванием и вскрытием, которое не фиксировалось.

Тем не менее, авторы отмечают, что ожидание всплытия пузырьков — все еще самый эффективный способ избежать ненужного вспенивания. В будущем, однако, необходимо будет определить, сколько времени для этого нужно ждать: это может зависеть от интенсивности встряхивания, температуры жидкости, типа напитка и других параметров.

Ранее исследователи сделали капсульную систему для варки крафтового пива, улучшили вкус пива музыкой и сравнили оседающие «каскады» пузырьков в «Гиннессе» с нагонной волной.

Моя персональная радиация