Европейское космическое агентство подписало с швейцарским стартапом ClearSpace договор о запуске в 2025 году аппарата для борьбы с космическим мусором. Спутник должен будет свести с орбиты крупную часть ракеты Vega, которую запустили еще в 2013 году, что станет первой подобной реализованной миссией, говорится в сообщении организации.
Активное использование околоземного пространства в последние десятилетия привело к появлению большого количества космического мусора на орбите планеты. Всего по оценкам ученых сегодня вокруг Земли обращается свыше полумиллиона неуправляемых объектов размером свыше сантиметра.
Продолжение накопления обломков спутников и частей ракет на орбите может стать серьезной проблемой для безопасности уже работающих аппаратов и вывода новых. В связи с этим многие компании, причем как стартапы, так и государственные космические агентства, прорабатывают планы по очистке околоземного пространства. Однако пока ни одна из подобных программ не была реализована.
Европейское космическое агентство планирует стать первой организацией, осуществившей подобную задумку, что подтверждается опубликованной информацией о подписании контракта с компанией ClearSpace. Миссия под названием ClearSpace-1 должна будет в 2025 свести с орбиты кусок ракеты Vega массой в сто килограмм, который находится в космосе с 2013 года. Он остался после запуска европейского спутника дистанционного зондирования Земли Proba-V.
Согласно договору, сотрудники стартапа ClearSpace, который учрежден группой опытных исследователей проблемы космического мусора из Федеральной политехнической школы Лозанны, смогут подать окончательный вариант проекта в течение нескольких месяцев, а его реализация начнется в марте 2020 года. Оценочная стоимость проекта составляет 129 миллионов долларов США, это должно покрыть как разработку, так и запуск созданного аппарата.
На данный момент ClearSpace заканчивает отбор компаний для кооперации, так как сама будет заниматься разработкой аппарата, а его создание планирует заказать у сторонних организаций. По словам исполнительного директора компании Люка Пиге (Luc Piguet), пока еще не имеющий собственного наименования спутник будет обладать высокой степенью автономности и весом не более 400 килограмм. На данный момент конструкторы склоняются к использованию химической тяги на орбите, но в будущем не исключают возможность использования как химических, так и электрических двигателей.
В качестве мишени был выбран конический элемент системы разделенного вывода полезной нагрузки Vespa, который позволяет одной ракете Vega доставить два спутника на орбиты с разными параметрами. Сейчас он находится на высоте около 800 километров, что делает его подходящей целью из-за относительно небольшой удаленности, а также простой формы и жесткой конструкции. Также по размеру он примерно соответствует небольшому спутнику, которых уже много в космосе, а с учетом планов введения в строй глобальных систем спутникового интернета подобных объектов может появиться намного больше.
Первый аппарат по очистке орбиты должен будет свести мишень вместе с собой, так что они оба сгорят в атмосфере Земли. В будущем планируется создание многоразовых аппаратов, способных убрать несколько обломков, не разрушаясь.
Ранее уже был выдвинут ряд предложений по очистке орбиты Земли от космического мусора, в том числе спутники с клеевым слоем для налипания обломков и электродинамические ловушки для замедления скорости полета обломков. В прошлом году спутник-уборщик впервые поймал имитатор космического мусора в сеть. Более подробно о проблеме космического мусора и возможных способах борьбы с ним читайте в нашем материале «Мусорный пояс».
Двенадцатый испытательный полет по-прежнему намечен на первый квартал 2026 года
SpaceX после частичного разрушения 21 ноября прототипа первой ступени Starship новой модификации сообщила, что следующий ускоритель Super Heavy V3 будет готов уже в декабре, — в соответствии с ранее запланированным графиком испытаний ракеты. Двенадцатый испытательный полет Starship по-прежнему намечен на первый квартал 2026 года. Судя по снимкам, сделанным независимыми наблюдателями на испытательном полигоне компании в Техасе, корпус ускорителя Super Heavy с индексом B18 не выдержал нагрузки во время тестов и получил критические повреждения в районе бака для жидкого кислорода. SpaceX утверждает, что инцидент случился во время опрессовочных испытаний, которые проводились перед основными проверками структурной прочности. В момент теста в баках ускорителя не было горючего, а двигатели Raptor еще не установили. В результате аварии никто не пострадал, компания изучает причины произошедшего.